В большинстве своём возможности отдельно взятого теста ограничены. Поэтому при итоговом контроле следует использовать различные их виды для наиболее полной и разносторонней оценки развития личности.
Возможности того или иного теста зависят от четырёх главных параметров: объективности, надёжности, валидности и точности психодиагностической методики. Объективность заключается в стандартизации тестовой процедуры. Надёжность достигается при устойчивости результатов тестирования, их неоднократной повторяемости. Валидность – определённость области измерения; соответствие требований, которые мы выдвигаем к измерению, содержанию и сущности самого объекта измерения, а также совпадение результатов измерения одного объекта различными методами. Говоря проще, Валидность свидетельствует о том, что мы измеряем то, что хотели измерить. Точность – статистический параметр, определяющий минимальную погрешность или систематическую ошибку при диагностике.
Что интересно, из всей изученной литературы, касающейся ЕГЭ и централизованного тестирования (ЦТ), нигде не встречается анализ всех четырёх теоретических конструктов теста. В большинстве случаев речь сводится к раскрытию понятий «объективность» и «стандартизация». Между тем анализ контрольно – измерительных материалов (КИМов) – это, по сути, постановка одной из главных проблем тестирования вообще, в том числе и педагогического, - проблемы валидности. Она остаётся наиболее уязвимым местом почти каждой диагностической методики. Дело здесь в том, что сама поэтапная разработка (она длится около 18 месяцев, при этом надо проводить многократные апробации на больших специально подобранных выборках учеников – 1000-1500 человек) широкому кругу читателей не представлена. Дан уже результат – тест, новый демонстрационный вариант КИМов, сборники различных заданий для подготовки к экзамену[8].
Противоречивость ЕГЭ заключается ещё и в самом подходе к построению теста, вернее, к попытке объединить два разных вида контроля: выпускной экзамен преследует цель оценить базовые предметные знания, усвоенные учащимися в школе, а вступительный – ранжировать абитуриентов по уровню развития определённых способностей и степени владения знаниями применительно к профилю вуза.
Однако на ближайшие годы тенденция в сфере организации итогового контроля вырисовывается достаточно ясно – как постепенно охват ЕГЭ всей страны. Новый министр образования и науки не отказывается от ЕГЭ, допускает параллельно с ним и другие принципы отбора абитуриентов, в частности через систему олимпиад и традиционный устный экзамен. Это означает, что ЕГЭ постепенно интегрируется в отечественную систему образования. Поэтому необходима настойчивая работа по совершенствованию этого инструмента. Одно из возможных направлений работы – использование широко известных в психодиагностике тестов интеллекта.
Тесты интеллекта отличаются от педагогических тем, что они не диагностируют конкретные знания и навыки, а проверяют умения учащихся совершать определённые умственные действия, такие, как аналогии, классификации, обобщения и другие. Между тем сегодня, для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений. Однако если у него плохо сформированы умения работать с понятиями, анализировать их, находить существенные признаки и т.д., то задания теста интеллекта могут вызвать значительные затруднения[9].
Спецификация теста по истории России для IX – XI классов средней школы:
Цели: диагностика уровня развития абстрактно-логического мышления; проверка знаний по курсу истории России.
Тест диагностирует:
- умение устанавливать логические связи;
- умение анализировать;
- умение образовывать аналогии;
- умение обобщать;
- умение использовать понятия;
- умение систематизировать знания по отечественной истории (термины, даты и факты).
Структура теста: тест включает в себя задания, содержание которых охватывает в самом общем виде курс отечественной истории с древнейших времён до начала XXI века. Он состоит из пяти тестовых заданий (ТЗ).
1ТЗ – на образование сложных аналогий; рабочий материал задания включает в себя 20 пар, отношения которых нужно определить.
2ТЗ – содержит ряды, построенные по определённой логике, уяснив которую, испытуемые должны продолжить каждый ряд двумя элементами. Всего дано 10 рядов.
3ТЗ – на обобщение; состоит также из рядов, где один содержательный элемент лишний, а остальные 3-4 элемента имеют общее основание, которое и нужно определить.