В соответствии с принципом системности обучения работу преподавателя над созданием опорного конспекта можно разделить на три этапа:
1) этап обобщения;
2) этап укрупнения;
3) этап фиксирования созданной структуры содержания (18).
На первом этапе происходит осмысление содержания преподаваемого материала: выявляются основные дидактические единицы знаний (понятия, факты, явления и т.п.) и устанавливаются связи (логические, ассоциативные, эмоциональные, формальные) между ними, которые, в свою очередь, являются такими же значимыми дидактическими единицами.
Второй этап предполагает укрупнение дидактических единиц, а третий-фиксирование укрупненных дидактических единиц в виде знаково-символьных структур (концептов, фреймов, блок-схем и т.п.).
Что касается этапа фиксирования, то ряд авторов считают, что фиксирование укрупненной информации должно осуществляться "одновременно в четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном" или при помощи всего "доступного арсенала математической символики (числа, буквы, формулы, стрелки, геометрические фигуры и т.д.)". Однако, по нашему мнению, эти подходы не имеют достаточной теоретической базы. Нельзя ставить в один ряд понятия "рисунка", "числа", "символа" и "слова", ибо между этими понятиями существует иерархическая, а не формальная связь. Наиболее ёмкое понятие ─ "символ". Не рассматривая теологической сути этого понятия, обратимся лишь к его рационалистической роли, соглашаясь, что "символ ─ самое удобное средство концентрации знания и психопедагогических импульсов разнотипного опыта людей".
В отечественной философской мысли, детально раскрывающей понятие "символа", есть, на наш взгляд, совпадение терминологии философской и терминологии дидактической: "обобщение", "упорядоченная модель", "структура", "смысл" и т.п. По мнению С.Н. Булгакова, "символ в рационалистическом применении берется как условный знак, аббревиатура понятия, иногда целой совокупности понятий, конструктивная схема, логический чертеж; он есть условность условностей и в этом смысле нечто не сущее; он прагматичен в своем возникновении и призрачен вне своего прагматизма".
Поскольку в нашем исследовании нас интересуют не только знания, факты и явления, но и связи между ними, то для нас принципиально то, что "символ значит посредник, знак и вместе с тем связь". Символ, по мнению Н.А. Бердяева, является более ёмким и более простым, нежели понятие. "Где кончается компетенция понятия, там вступает в свои права символ". Именно символ является " обобщением с высочайшей ступенью абстракции". А вот как описывает признаки символа А.Ф. Лосев:
"1. Символ вещи действительно есть ее смысл. Однако это такой смысл, который её конструирует и модельно порождает.
Символ вещи есть её обобщение. Однако это обобщение не мертвое, не пустое, не абстрактное и не бесплодное, но такое, которое позволяет вернуться к обобщаемым вещам, внося в них смысловую закономерность.
Символ вещи есть её закон, но такой закон, который смысловым образом порождает вещи, оставляя нетронутой всю их импирическую конкретность.
Символ вещи есть закономерная упорядоченность вещи, однако данная в виде общего принципа её смыслового конструирования, в виде порождающей её модели.
Символ вещи есть её внутренне-внешнее выражение, но оформленное согласно общему принципу её конструирования.
Символ вещи есть её структура, но не уединенная или изолированная, а заряженная конечным или бесконечным рядом соответствующих единичных проявлений этой структуры" (24).
Очевидно, что именно символический код играет наиболее важную роль в этапе фиксирования укрупненных дидактических единиц. Главным дидактическим приёмом создания символа является метафорический перенос значения понятий по сходству. Данный принцип сформулирован П.А. Флоренским и вполне применим в дидактике.
Опыт показывает, что наиболее ёмкими и одновременно легко усваиваемыми графическими символами являются те, которые носят архетипический характер, например, символ "древа". Известно, что на определённом этапе развития детской психики образ древа доминирует в создаваемых детьми рисунках, что выявляет особый психологический "тест Коха". Опыт показывает, что образ древа или его изоморфа наиболее часто используется школьниками при выполнении проектного творческого задания по самостоятельному созданию графического чертежа укрупнённых знаний.