Другой особенностью саморегулирующейся системы является возможность гибкой и недетерминированной иерархии ее структурных элементов, предполагающая информационно-энергетическую открытость и активность системы за счет постоянного взаимодействия с другой системой или внешней средой. Синергетический подход предполагает новое диалектическое содержание категории детерминации, которое основывается на равновероятности события случайного и необходимого в жизни сложных систем. В жизни любой сложной системы случайность и необходимость, устойчивость и неустойчивость ее состояния взаимодополняют друг друга (ВП. Казначеев и др.).
Таким образом, синергетика позволяет применять к исследованию человека законы развития, функционирования и восстановления открытых нелинейных систем, каковым и является человек.
Методологическое значение системного подхода состоит в том, что он позволяет оценить особые целостные свойства теоретического базиса исследуемых процессов, раскрыть динамику их функционирования и развития.
Решение частной проблемы формирования реабилитационно-педагогической среды обнаруживает ее тесную взаимосвязь с другими вопросами из области экологии, что позволяет провести их системный анализ по основанию общенаучного базиса. На основании опыта научных описаний В.А. Ганзеном (1984) был сформулирован следующий постулат: «Любая реальность наблюдаемого мира описывается пространственными, временными, энергетическими и информационными характеристиками». Эти четыре понятия: пространство, время, энергия и информации были приняты за общенаучный базис, полнота набора понятий в котором имела эмпирическое обоснование.
В соответствии с методом стандартного разложения множества признаков исследуемого объекта по элементам общенаучного базиса, можно рассматривать любые привлекающие нас объекты через множество их признаков, соотнося таковые на основании операции определения семантической (содержательно-информационной) близости с элементами указанного общенаучного базиса.
В современной экологической проблематике выделятся следующие аспекты: природа, человек, общество и образование, от изучения экологических проблем которого неизбежен переход к остальным. Признавая аллегорическую условность проводимого сопоставления, получаем пары:
Природа – « время»;
Общество- « пространство»;
Образование- « информация»;
Человек- « энергия».
Природа протяженно существует во времени, в этой природе образуется некоторое пространство, как множество людей — общество; образование в обществе дает информацию об окружающем мире, а человек представляет собой «энергетический субстрата. Таким образом показана полнота набора четырех определившихся к на времени экологических составляющих.
Множество причин необходимости проведения реабилитации в соответствии с классификацией В. С. Мановой-Томовой также содержит 4 элемента, что позволяет разложить и это множество по общенаучному базису, произведи упорядочение его элементов и последующее сопоставление их с четверкой элементов эко логического профиля.
Тем самым подтверждается наличие педагогического аспекта реабилитации как имеющего самостоятельное значение и связанного с собственно человеческим в человеке — со сферой духа.
Необходимость достижения гармонии в связке «Человек — Образование» в ее взаимообратных зависимостях подсказывает один из реальных путей приближения к ней — извлечение на поверхность индивидуального и общественного сознания мысли об актуализации ее значимости в современных условиях. Принципиально важно движение: от обеспечения экологии образования — к обеспечению экологии Человека