Логопед: Ребята о ком этот рассказ? Как зовут мальчика? Почему автор его так назвал?
Дети: Рассказ про мальчика. Зовут его Жалейкин, потому что он всех жалеет.
Логопед: Что решил сделать Жалейкин?
Дети: Очистить берег.
Логопед: Почему берег был загрязнен?
Дети: Его загрязнили туристы.
Логопед: Что сделал Жалейкин?
Дети: Выбросил мусор в воду.
Логопед: Правильно он поступил? Почему он так сделал?
Дети: Он поступил неправильно, потому что, принялся за дело не подумав.
Логопед: Как бы вы поступили?
Дети: Нужно было закопать мусор или выбросить в контейнер для мусора.
Логопед: Ребята, подумайте, какая главная мысль этого рассказа? О чём хотел сказать автор? (если дети затрудняются, задаются наводящие вопросы) Ребята, очень часто главная мысль выражается авторами через название произведения. Подумайте, почему автор именно так озаглавил свой рассказ?
Дети: Нельзя браться за дело, тщательно его не обдумав.
Логопед: Как вы думаете, на сколько частей можно разделить этот рассказ?
Давайте их выдели и озаглавим. (читают первую часть)
О ком говорится в этой части? Что он решил сделать? Как можно озаглавить эту часть?
Дети: Жалейкин хочет сделать доброе дело.
Логопед: Хорошо. Запишите под цифрой один заголовок этой части. (Далее аналогичным способом определяются и озаглавливаются остальные части: 2- Туристы неряхи; 3- Как Жалейкин наводит порядок, недолго думая; 4- Хотел как лучше, а вышло плохо; 5- Всякое дело с умом делать надо.)
Логопед: Ребята, вспомним, какова главная мысль этого рассказа?
Дети: Нельзя браться за дело, тщательно его не обдумав.
Логопед: Верно. Посмотрите на пословицы, которые на доске, и скажите, какие из них наиболее точно отражают главную мысль рассказа? (На доску вывешиваются таблицы с пословицами: «Дело верши да не спеши.»; «Ум – впереди дела.»; «И по малому делу большая дума.»; «Сделал дело гуляй смело.»; «Без труда не выловишь и рыбку из пруда.» Если дети затрудняются самостоятельно ответить, то разбирается смысл каждой пословицы и выясняется, какая из них подходит. )
Логопед: Ребята, ещё раз прочитаем этот рассказ, постараемся запомнить, а затем перескажем, опираясь на составленный нами план. (Дети по очереди читают текст, а затем пересказывают.)
Логопед: Как вы думаете, хорошо поступили туристы?
Дети: Нет.
Логопед: А чего ещё нельзя делать, чтобы не загрязнять и не разрушать природу? Нарисуйте это на бумаге и назовите свой рисунок. (Раздаются чистые листы.)
Логопед: Ребята, вы молодцы, вы хорошо работали на уроке. Всем спасибо и до свидания!