Достижение эмоционального благополучия учителя в классе (пробы на выбор оптимального темпа, ритма, позы, движения).
Развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, сосредоточенности (выбор и расширение кругов внимания - малый, средний, большой).
Развитие простейших навыков общения (обращение и демонстрация внимания к собеседнику, привлечение внимания окружающих средствами мимики и пантомимики, невербальное выражение требований, передача эмоциональных состояний).
Овладение техникой интонирования, мимикой и пантомимикой: а) сказать с разными интонациями в голосе слова: "Здравствуй", "Приступим к работе", "До свидания" - громко, тихо; кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, утвердительно; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно, торжественно, торжествующе и т.п.; б) войти как неопытный учитель в незнакомый класс; уверенный в себе учитель-мастер; глубокий старик; артист балета; Гамлет; солдат; в) улыбнуться как победитель; побежденный; подхалим; подчиненный своему начальству; начальник своему подчиненному; мать младенцу; г) нахмуриться, как хмурится ученик, которому незаслуженно поставили двойку; учитель, требующий совета ученика; рассерженные учитель, отец (мать), друг и т.п.
Преодоление внушаемых характеристик по предъявляемым фотографиям (выбор и характеристика людей, изображенных на фотографиях, из которых только один положительный человек, веселый, ласковый, умный, злой и т.п.).
Изучение эмоциональных реакций детей по фотографиям и эмоциональная идентификация себя с ними.
Словесное педагогическое воздействие (логика, выразительность, эмоциональность речи, образная передача информации в педагогическом монологе) и прогнозирование его эффективности.
II ЦИКЛ
1. Выявление эмоционально-психологического состояния учителя на уроке и способности к саморегуляции (самоанализ уроков коллег на основе наблюдения, рефлексия собственного состояния на различных этапах урока на основе самонаблюдения и изучения видеозаписи).
2. Выявление и решение педагогической задачи (умение выделять в ходе урока моменты, требующие вмешательства учителя, оценивать свои действия, соотносить их способы с конкретными задачами, прогнозировать действия в предполагаемых обстоятельствах и с вводимыми требованиями - доверие, одобрение, совет, игра, намек, условие, недоверие, осуждение).
3. Развитие педагогического воображения, интуиции, навыков импровизации в общении (анализ педагогической ситуации - прогнозирование межличностных отношений, разработка педагогических инвариантов решения одной и той же задачи).
В обобщенном виде методы самосовершенствования учителя можно представить в таблице, выделив в ней основные проблемы учителей начальных классов и предназначенные для их решения педагогические и психологические методы.
Методы личностного и профессионального самосовершенствования педагога
Проблема учителя |
Методы самообразования, самовоспитания и педагогической коррекции |
Методы психокоррекции |
Дисбаланс культурного и социального развития |
Самоанализ Самокритика Самоочищение |
Релаксация Эмоциональная децентрация |
Малодифференци-рованный образ "Я", неадекватная самооценка |
Самовоспитание Самообучение Самообладание Самоограничение |
Интроспекция Идентификация Расширение средств самовыражения |
Личностная тре- вожность и сверх- контроль |
Самоконтроль Самостимулирование Педагогический анализ деятельности и отношений с детьми |
Расширение педагоги- ческого репертуара Эмпатическое слуша- ние Социальная рефлексия Моделирование поведения |
Эмоциональная холодность, фор- мализм в отноше- ниях к ребенку |
Педагогические этюды Педагогическая импровизация Педагогическое про- гнозирование |
Развитие позитивного восприятия детей Стимулирование личностного роста в условиях тренинга |
Авторитарность и гиперсоциали- зированность |
Педагогический анализ конкретных ситуаций |
Тренировка коммуника*- тивных умений и навы- ков Эмоциональное погру- жение |
Недостаточная профессиональная компетентность в отдельных аспек- тах деятельности |
Психолого-педаго- гический консилиум Анализ психолого- педагогической инфор- мации специального назначения |
Я-высказывание в пе- дагогических ситуациях Тренировка рефлексив- ного поведения Самодиагностика личностно-профессиональных достоинств и ограниче - ний |