То же самое относится и к творческим задаткам человека. Для того чтобы эти задатки проявились, нужны не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности. Подчеркивая это положение, выдающийся русский физиолог и психолог И.М. Сеченов писал: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова и только 1/1000 зависит от индивидуальности»[9]. Все это позволяет сделать важнейший для педагогики вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека и формируются его личностные качества.
[1] Пирогов И.И. Избр. пед. соч. – М., 1985.
[2] Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. – М., 1982.
[3] Гориневский В.В. Избр. произв. – М., 1951.
[4] Вестник воспитания. – 1917. – № 6-7.
[5] Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. – М., 1982.
[6] Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 6 т. – Т. 2. – М., 1948.
[7] Александров А.Д. Поклоняться только истине // Правда. – 1995. – 3 февр.
[8] Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2-х т. – М., 1982.
[9] Сеченов И.М. Избр. филос. и психол. произв. – М., 1974. – С. 176.