В определении личности заложено её развитие, которое понимается А.В. Петровским как самодвижение в образовательном процессе, в пространстве связей с другими людьми при наличии "значимого другого" и "значимости себя для другого". В рассмотрении критериев развития автор останавливается на слове устремление как форме самоценной активности, в которой "хочу" и "могу" выступают совместно, поддерживая друг друга и переходя в друг друга. "Оно самоценно и заключает в себе возможность самовоспроизводства". Устремления, как самоценные проявления активности выражаются в устремлении познать, совершенствоваться в действии, извлекать разнообразные переживания, в том числе и неизведанные, вступая в контакт с миром.
Фундаментальным для личностно-ориентированного образования является подход исследователей к определению условий "взращивания" решений. Во-первых; это - ориентация на актуализацию категорий, представленных в опыте ребёнка. Общение организуется таким образом, чтобы дети наслаждались самим открытием в себе этого, возможностью поделиться своим знанием, осознать, что они это в себе открыли (А.В. Петровский, Л.М. Кларин).
Во-вторых; опора на детскую субкультуру, которая представлена в исследовании Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, обосновавших пласт "значимостей", не известных взрослым. Такая ориентация взрослого на ценности и нормы самих детей придаёт общению статус самоценности.
Такой педагогический опыт представлен в трудах Ш.А Амонашвили, когда подлинная жизнь детей, их интересы и устремления включались в познавательную деятельность на уроках.
В-третьих; открытость, воспитывающего взрослого, ребёнку, как самовыражение педагога в значимых для него лично видах активности (А.В. Петровский).
В личностно - развивающем образовательном процессе происходит развитие устремлений детей в сфере познания, переживания, действия. В познавательной сфере появляется целый спектр самоценных процессов, характеризующих создание ребёнком представлений о мире, на основе интеграции знания, эмоционального и волевого проявлений личности. В специально организованной деятельности ребёнок открывает путь самостоятельного творческого поиска способов решения стоящих перед ним задач, что само по себе вызывает наслаждение, выступает как личностно значимая ценность. Такое содержание познавательной деятельности дошкольников разработано А.В. Петровским и его сотрудниками. Они следуют системе Ф. Фребеля, согласно которой каждый следующий предмет "опровергал опыт, полученный от предыдущего". Шар круглый катится, а у куба есть уголки, кататься он не может и т.д.
Такое построение содержания образования важно для развития эмоции удивления. Познавательная программа, разработанная А.В. Петровским, А.Б. Кетовой, основана на живом интересе детей к предмету познания. Например, они ведут детей от изучения некоторых физических свойств предметов и закономерностей (Сфера-Природа) к их знаковому или символическому обозначению, а затем - к постижению способов использования этих свойств (Сфера-Культура). Затем ребёнок овладевает способностью рассмотреть эти свойства и закономерности как с позиции других существ (Сфера-Другие), так и с собственной точки зрения (Сфера-Я-Сам).