Исследовательская часть курсовой работы проводилась на базе Детского дома творчества в г. Нижняя Тавда, директор – Легоставеа И.А.
Исследование проводилось среди подростков 13-15 летнего возраста.
Основные задачи эксперимента:
1. Выявить лидера детского коллектива, проявляющегося в практической деятельности и общении.
2. Определить лидерские качества личности подросткового возраста на основе анкетирования.
3. Содействовать воспитанию и развитию лидерского потенциала.
4. Формировать активную социальную позицию школьников.
5. Учить подростков воспринимать себя через результаты собственной деятельности.
В соответствии с задачами исследование имеет следующие этапы:
1. Констатирующий, на котором изучалось положение испытуемых в системе межличностных отношений, их лидерские качества.
2. Формирующий, на котором подростки - лидеры стали участниками тренинговых занятий, направленных на развитие лидерских качеств.
3. Контрольный, на котором изучались лидерские качества подростков и проводился анализ об эффективности тренинговых занятий.
Для выявления лидеров детского коллектива была использована социометрическая методика (см. приложение1). Просматривая содержание социометрической матрицы, появляется возможность определить как формального, так и неформального лидера в данной группе.
Результаты диагностики показали, (см. приложение2, таблица1), что количество лидеров в группе от общего числа ленов составляют 20% . Явными лидерами в детском коллективе оказались Копытов Артем, Раневских Марина и Москоленко Павел.
Для выявления и изучении личностных качеств лидеров была использована анкета по выявлению качеств личности (см. приложение3).
Обработка результатов по изучению личностных качеств,) показала, что положительными качествами обладают Копытов Артем и Раневских Марина, что составило 67% от общего числа лидеров. В отличие от них Москоленко Павел обладает рядом отрицательных черт, которые не характерны формальному лидеру(33%).