(врач, грач, ночь, печь и т.п.) . Но встретившись с существительным 1-го скл., стоящим в родительном падеже мн. ч. учащиеся допускают ошибки в словах типа дач, кож, (сущ. ж. р.) . Происходит это потому, что в формулировке приведенного выше правила не указаны все необходимые условия его применения.
Ошибки имеют место и в том случае, если учащиеся неверно определяют грамматические признаки имен существительных: род, склонение. Род имен существительных учащиеся неверно определяют в том случае, если не знают смысла слов. Индивидуальные беседы показывают, что учащиеся, допускающие ошибки, не знают значения слов: бич, кумач, смерч, патронташ, саквояж, кряж, корж, фальшь, картечь и др.
Склонение имен существительных подчас определяют неправильно потому, что руководствуются грамматическим обобщением такого характера: "Существительные ж. р. с шипящими на конце относятся к 3-му скл. " Именно с существительными типа ночь, помощь учащиеся имеют дело в начальной школе.
В существительных, оканчивающихся на шипящий, количество орфографических ошибок зависит и от того, какую основу имеют эти существительные - мягкую или твердую. Если буква Ь не нужна, то наибольшее количество ошибок допускается в существительных с основой на мягкий согласный шипящий; если нужна - в существительных на твердый шипящий. Индивидуальные беседы с учащимися, допустившими ошибки, показывают, что учащиеся считают букву Ь знаком мягкости предшествующего согласного. Такие учащиеся не знают о том, что буква Ь может быть показателем формы.
В упражнения целесообразно включить такие варианты орфограммы: I. Варианты орфограммы, имеющей лексико-семантическую особенность.
1) слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от смысла: ложь - лож, тушь - туш.
II. Варианты орфограммы, имеющие фонетико-морфологические особенности: 2) существительные 1-го скл. (в Р. п. мн. ч.) с основой: а) на мягк. шипящий: задач, чащ; б) на тв. шипящий: крыш, рогож 3) существительные 2-го скл. (в Р. п. мн. ч.) с основой на мягкий шипящий: училищ, пастбищ, жилищ, полчищ, сокровищ и т.п. ; 4) существительные 2-го скл. (в И. п. и В. п. ед. ч.) с основой: а) на мягкий шипящий: богач, клещ; б) на твердый шипящий: камыш, саквояж 5) существительные 3-го скл. (в И. п. и В. п. ед. ч.) с основой: а) на мягкий шипящий, картечь, мощь; б) на твердый шипящий: роскошь, залежь.
Особое внимание следует уделить существительным 1-го склонения с основой на мягкий шипящий (туч, рощ) и существительным 3 скл. с основой на твердый шипящий (залежь, роскошь и под.) .
Мы считаем, что в начальной школе нужно изучать все представленные выше варианты орфограммы, т.к. их представитель встречаются в учебниках по русскому языку.
О степени трудности вариантов орфограмм.
Важная исследовательская задача - выяснит степень трудности вариантов орфограмм. Методика этого научного исследования такова.
Прежде всего был составлен текст для диктанта, в который вошло одинаковое количество "представителей" вариантов орфограммы, и предложен учащимся 3 "А" класса Краснянской сельской средней школы, Воронежской области.
Затем диктанты были проверены, соответствующие орфографические ошибки были подвергнуты количественному и качественному анализу. В результате мы располагаем данными о степени трудности вариантов орфограммы "Правописание Ь после шипящих на конце существительных".