Как известно, к методическим средствам обучения русскому языку относятся: а) дидактические (т.е. учебный) языковой материал; б) методы (приемы) усвоения материала; в) организация обучения.
В данной главе осветим вопрос о дидактическом материале.
Нельзя не согласиться с мнением Приступы Г. Н., который утверждает, что " . дидактический материал - основа основ учебного процесса по языку. От качества этого материала и эффективности его использования зависит успех обучения . " Прежде всего важно отметить, что для учащихся слова, на которые распространяется одно и то же правило, различны по трудности.
М. В. Ушаков в одной из своих статей отмечает, что " . разнообразные условия синтаксического, словарного, морфологического характера, сталкиваясь и переплетаясь, образуют внутри каждого правила своеобразные узлы трудностей . ".
Очень хорошо об этом же сказал Н. С. Рождественский: "В каждом частном правиле имеются случаи или варианты разного характера.
Они создают в пределах орфограммы разные трудности. Например, установлено, что из четырех слов в одной и той же грамматической форме: по дороге, по деревне, по улице, по аллее - четвертое слово собирает большее количество ошибок, меньшее - по деревне, и по улице, еще меньшее - по дороге. Объясняется это в данном случае, очевидно, разными фонетическими условиями: наличием разных звуков перед конечным Е, имеется также ввиду и степень употребительности слова".
Отсюда вывод: необходимо учитывать трудности в пределах каждой орфограммы, то есть производить отбор трудных случаев при изучении орфографических тем, включенных в программу.
Вот почему возникла необходимость изучить вопрос о так называемых вариантах орфограмм.
Что же такое вариант орфограммы?
Работой над вариантами орфограмм занималась Н. Н. Алгазина.
Изучив орфографические ошибки и причины, порождающие эти ошибки, она наметила семантические, фонетические и грамматические особенности слов с соответствующими орфограммам, при этом учитывая те трудности, которые испытывают учащиеся при овладении программным орфографическим материалом в силу этих особенностей.
Как видим, при определении вариантов одной и той же орфограммы учитываются, с одной стороны, лингвистические особенности слов (объективно существующие в языке) , с др. стороны, те затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся именно в силу этих лингвистических особенностей. Указанные два способа определения вариантов орфограмм взаимосвязаны.
Каждому варианту орфограммы присуща семантическая фонетическая или грамматическая особенность. Рассматриваемые особенности вариантов орфограммы являются несущественными, точнее сказать, лишними признаками орфограммы, но учащиеся берут их на учет и допускают орфографические ошибки.
Н. Н. Алгазина говорит о том, что изучение вариантов орфограммы помогает нам выяснить суть затруднений учащихся (затруднений лингвистического характера) . В таком случае затруднения учащихся получают точную и конкретную характеристику. Она делает вывод о том, что вариант орфограммы это разновидность одной и той же орфограммы, находящейся в своеобразных семантических, фонетических или грамматических условиях, в результате чего учащиеся испытывают трудности в применении соответствующего орфографического правила.