Таким образом, в процессе выработки навыка у человека огромную роль играет речь и те меры социального воздействия людей друг на друга, которые связаны с многообразными формами межлюдского общения. Следует особо подчеркнуть важное значение в выработке навыка осознания ребенком цели автоматизируемых действий и его собственное желание овладеть соответствующим навыком. Велика также и роль самоконтроля.
Как же решается проблема формирования у учащихся навыков в педагогической теории и практике?
Как педагогическая наука, так и школьная практика в последние годы значительно продвинулась в вопросе определения рациональных способов формирования у школьников учебных навыков. Немало сделано в совершенствовании содержания упражнений, изменение соотношения репродуктивных и творческих упражнений в пользу последних, применении проблемных заданий, методики руководства работой учащихся в процессе выполнения упражнений. Однако до сих пор не выработана дидактическая система упражнений, предусматривающая постепенное нарастание сложности заданий и самостоятельности учащихся в их выполнении. В предложенной Онищук В. А. дидактической системе упражнений первые задания имеют репродуктивный характер и предусматривают актуализацию ранее приобретенных знаний, чувственного и практического опыта, на которые должно опираться усвоение новых навыков. Они выполняются под жестким контролем и при помощи постоянной корректировки учителя, но при этом требуют минимума самостоятельности и творчества. Переход от предшествующих видов знаний и упражнений к последующим предполагает не только постоянное нарастание трудности и сложности заданий, но и усиление самостоятельности в их выполнении и творческого подхода в их решении. Представление о последовательности упражнений и их соответствие целям и задачам обучения на различных этапах усвоения навыков может дать таблица.
Последовательность упражнений в процессе усвоения учащимися навыков Дидактическая цель (задача) Актуализация опорных знаний и навыков.
Подготовительные упражнения.
Усвоение знаний (правил, понятий) .
Вводные упражнения (познавательные, мотивационные) .
Первичное применение знаний.
Пробные упражнения.
Овладение навыками в стандартных условиях.
Тренировочные упражнения (по образцу, инструкции, заданию) .
Творческий перенос знаний и навыков в нестандартные условия (усвоение умений) Творческие упражнения Контроль, коррекция и оценка навыков и умений Контрольные упражнения.
Дадим краткую характеристику каждому из видов упражнений.
Подготовительные упражнения имеют своей целью подготовить школьников к восприятию новых знаний и способов их применения на практике. Такие упражнения имеют в основном репродуктивный характер. Самостоятельность учащихся при выполнении их минимальная.
Вводные упражнения применяются для того, чтобы создать у учащихся проблемную ситуацию как способ мотивации учения, подготовить условия для самостоятельного поиска новых способов выполнения действий или формирования соответствующего правила (алгоритма) , подвести учащихся к пониманию опорного теоретического материала, подготовить их к осмыслению правила, закона, являющегося основой для усвоения навыков.
Пробные упражнения - это самые первые задания на применение только что полученных знаний. Их используют тогда, когда новый материал усвоен еще непрочно, и учащиеся могут допустить ошибки в его применении.
Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков в стандартных условиях. От проблемных они отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы учащихся в их выполнении, а также большим разнообразием заданий, сложность и трудность выполнения которых постепенно нарастает.