б) придумывание собственных примеров по тем же признакам и анализ их;
в) упражнения с видоизменением текста (замена в тексте времён или наклонений глаголов, замена одних слов другими (синонимами), подыскивание к данным учителем словам антонимов, омонимов с введением их в придуманные учащимися предложения);
г) разнообразные упражнения по грамматике (выделение в тексте слов с одним корнем, образование слов с данными приставками или суффиксами и т.п.).
Успешное решение проблемы прочности знаний учащихся по русскому языку в значительной мере зависит от того, насколько правильно организованно повторение пройденного.
Основной целью повторения является закрепление знаниё и навыков учащихся.
Повторяться должен весь пройденный материал, но не все разделы программы с одинаковой степенью углублённости. Хорошо усвоенное учащимися повторяется бегло; то, что усваивается с трудом, быстро забывается и в то же время относится к основным сведениям по предмету, должно повторяться тщательно и неоднократно.
Различают такие виды повторения:
1. Обобщающее повторение по темам типа: правописание ь после шипящих, слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи. Надёжные окончания существительных и т.д. Обобщающее повторение реализуется в двух вариантах: повторение пройденного предыдущем классе, повторение пройденного в данном классе.
2. Сопутствующее повторение, связанное с изучением нового материала по очередной теме, имеет в виду восстановление в памяти учащихся знаний по русской письменной речи, полученных ими ранее и необходимых для усвоение нового (сведений из курса 5 класса попутно с прохождением соответствующей темы в 6 классе).
3. Повторение пройденного при подготовке к контрольной работе (диктанту, грамматическому разбору, изложению и т.п.).
Обобщающее повторение одно не может решить вопрос о повторении по предмету в целом.
Повторение сопутствующее, связанное с прохождением текущего материала, а также повторение в начале урока для установления связи объясняемого нового материала с предыдущим играют решающую роль в создании прочных навыков.
Для повторения могут быть использованы самые разнообразные методические приёмы, задания, упражнения и другие виды учебных занятий, например: повторение по индивидуальным орфографическим словарикам учащихся, в которые систематически заносятся слова, ошибочно написанные когда-либо учениками; нахождение в тексте по заданию учителя слов, предложений, словосочетаний, орфограмм, частей речи, членов предложений, повторение которых посвящается урок.
Домашние задания - существенное звено в системе повторение. При помощи домашних заданий можно организовать систематическое повторение всего ранее пройденного.
Принцип доступности.
Большей или меньшей степени доступности материала определяется возрастными возможностями учащихся, уровнем их развития, характером материала, а также способом его разложения.
Трудными в курсе русского языка для усвоения, а следовательно и для формирования умений и навыков считается, например, сведения о видах глаголов, о причастиях и деепричастиях, о некоторых типах простого предложения (односоставных), об обособленных второстепенных членах предложения; правило правописания не и ни с различными частями речи, правило пунктуации и т.п.
Принцип индивидуального подхода к учащимся. При применении в процессе обучения языку единых для всех учащихся требований, использование одних и тех же методов, приемов и видов упражнений одновременно должны учитываться и индивидуальные особенности учащихся (способности, степень подготовленности и т.п.).
Знание учителем индивидуальных особенностей каждого ученика, внимательное наблюдение за работой его из урока урок дают учителю возможность во время прокорректировать свою работу, в одних случаях замедлить ее темпы, в других - сосредоточить внимание на более детальных и доступных для учащихся объяснениях нового, в третьих - обстоятельнее повторить пройденное, в четвертых - в большей мере разнообразить упражнения, в пятых - обратить внимание на навыки письменной речи учащихся и т.д.
Индивидуальные задания должны рассматриваться как дополнительные к тому, что даётся всему классу по текущему материалу.
Если контрольные письменные работы за определённый промежуток времени показывают, что весь материал усвоен и классом, и отдельными учениками не достаточно хорошо, то упражнения необходимо проводить в виде индивидуальных заданий "по вариантам". Учащимся даются упражнения в соответствии с допущенными ими ошибками.