В целях формирования навыков правильной письменной речи могут быть использованы все уроки русского языка. Так, при прохождении существительных нужно обратить внимание на ошибки, связанные с неправильным отнесением отдельных существительных к категории рода: "хлеб с повидлой", "высокой деревой" и т.д. При изучении глаголов необходимо обратить внимание на случаи неправильного образования личных форм от некоторых глаголов: "хочем", "бежат" и т.д.
Формирование грамматических понятий и образований орфографических, пунктуационных и речевых навыков - процесс сложный, многие стороны которого взаимообусловлены. Так, трудно представить, чтобы выделение понятия об обособленных членов предложения не повлияло в положительном смысле на усвоение правил пунктуаций при обособлении, не сказалось на усовершенствовании стилистических навыков усвоение падежных окончаний существительных и их основных значений не сказалось бы на орфографических навыках, на усвоение норм связей слов в предложений.
Принципы сознательности и активности при обучении русскому языку.
Было бы неправильным со стороны учителя принимать за действительные знания учащихся по грамматике лишь их умение быстро называть при разборе ту или иную грамматическую форму (например, форму дательного или предложного падежа имени существительного) при отсутствии у них прочных навыков правильного употребления ее в письменной речи (если ученик пишет "в дому" вместо в доме и т.п.).
Заученное, но не усвоенное правило или определение не является подлинным знанием. Поэтому нужно стремиться, чтобы в момент объяснения нового учащиеся поняли по-настоящему то, что им объясняется, и потом вполне сознательно бы использовали данный материал на практике. Бывает так, что запоминание чего-либо поступает раньше, чем пришло подлинное знание данного явления. Ускорить процесс осознания школьниками ранее усвоенного можно путем постоянного возвращения к одному и тому же вопросу на последующих уроках.
Степень сознательности усвоения в большой мере определяется степенью активности и заинтересованности учащихся в выполняемой работе. Творческое, нешаблонное применение учителем разнообразных приемов и методов, использование заданий и упражнений различной трудности, картин, таблиц, занимательных задач по грамматическому материалу, по стилистике способствует повышению активности учащихся на занятиях по русскому языку.
При активной работе во время урока, насыщенного различного рода письменными упражнениями - задачами, повышается степень формирования правописных умений и навыков учащихся.
Применение принципа наглядности на уроках русского языка.
Конкретизация отвлечённого и обобщение значительного по объёму, но в том или ином отношении сопоставимого материала являются существенно важными условиями усвоения школьниками знаний и формирования навыков по русскому языку. конкретизация же и обобщение достигаются путём использования различных способов наглядного преподнесения материала, подлежащего усвоению,− таблиц, схем, графиков и т.п. применение принципа наглядности - одно из важных условий сознательного усвоения учащимися программного материала и формирование навыков письменной речи.
Принцип прочности знаний учащихся.
Знания только тогда могут быть действенными, т.е. могут приносить пользу в деятельности и служить основой для получения новых знаний, расширения и углубления их, если они прочны. Прочность же знаний обеспечивается:
а) ясным пониманием нового материала, который изучается в данный момент;
б) качеством и постоянством (прочностью, устойчивостью) ассоциаций между новым и ранее изученным;
в) совокупностью самостоятельных работ и заданий, которые выполнил ученик в классе и дома в связи с изучением раздела;
г) системой повторения в целых наивысшего усвоения учащимися учебного материала.
Необходимо систематически прививать учащимся навыки самостоятельной и по возможности творческой работы. Самостоятельной работой может считаться только такая работа, которая требует от учащихся известного напряжения мысли, творческих усилий, преодоления трудностей.
Такими упражнениями по русскому языку могут быть:
а) подыскивание в указанных учителем источниках (учебнике, учебных пособиях) примеров (слов, словосочетаний и предложений) удовлетворяющих определённым грамматическим, орфографическим или стилистическим признакам (например, глаголов 1 и 2 спряжения, прилагательных женского рода единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах вместе с определяемыми словами и т.п.);