Даже трактовка жизненного подвига писателя будет различной в 9 и 10 классах. В очерке о Радищеве мы покажем первого
революционера, отважившегося сказать то, чего до него никто не говорил, и взявшего на себя ответственность за свой поступок. Для очерка о Чернышевском возможна проблематика некрасовского «Пророка», жизнь писателя раскроется в свете тех этических принципов, которые намечены в романе «Что делать?».
Что же касается курса 11 класса, то общие для всей советской истории трудности—односторонность подхода, наличие «белых пятен»—сказываются и на учительских лекциях о биографиях писателей. Мощная лавина сегодняшних публикаций, с одной стороны, открывает новые возможности показать деятелей советской литературы, а с другой стороны, требует от учителя настоящей гражданской зрелости, самостоятельных решений, глубокого такта.
Как показывает опыт, слово учители о писателе не должно ни повторять материал учебника, ни перегружать школьников многочисленными сведениями. Оно призвано создать живой образ писателя, сформировать у школьников представление о его творческой личности, заразить их нравственным примером, восхитить талантом.
Если биография Грибоедова до лекции незнакома учащимся и учитель вынужден сообщать множество новых сведений, то при обращении к Некрасову—трудность другого плана: его стихи достаточно знакомы десятиклассникам, но не вызывают живых эмоций, воспринимаются как «дела давно минувших дней». С 5 класса они знают, что поэт «любил народ, ненавидел угнетателей и верил в светлое будущее». Задача урока о биографии Некрасова — помочь ученикам представить Некрасова живым человеком со
сложным характером и драматической судьбой, с его человечностью, беспощадной требовательностью к себе, трудолюбием и энергией.
К участию в лекции можно широко привлечь учащихся. Примерно за неделю класс получает задание: 1) подготовить выразительное чтение одного из стихотворений, изученных ранее или новых; 2) обосновать свой выбор: чем понравились эти стихи. Если учащиеся не выберут необходимых для лекции стихов, учитель предложит им или прочтет сам (отрывки из «Медвежьей охоты» и «Русских женщин», «Рыцарь на час», «Зине» и др.). Сильным учащимся можно доверить и рассказ о жизни поэта. Учитель согласует с ними план сообщения, акценты, музыкальные и поэтические «инкрустации». Если в классе есть ученики, побывавшие в музее-усадьбе в Карабихе или музее-квартире в Ленинграде на Литейном, можно включить фрагменты заочной экскурсии по некрасовским местам или учебного фильма.
Новая встреча с поэтом должна принести радость общения с нестареющим искусством. Вспомним отзыв Чернышевского об интимной лирике Некрасова и включим в урок чтение не только гражданской лирики, но и стихов о любви, о духовных исканиях человека 60-х годов, постараемся увидеть в них общечеловеческое содержание. Учитель, выступая на уроке как один из авторов сценария, режиссер и содокладчик, постарается представить На уроке целесообразно дать задание составить план лекции, чтобы проверить его в конце занятия. Другой вариант—составить тезисы по предложенному плану. Дома учащиеся дополнят свои записи и составят устный рассказ о писателе, включив в него необходимые цитаты из стихов и воспоминаний и писем.