Опытные учителя стремятся вовлечь учеников в поиски истины они ставят острую проблему и пробуждают мысль, вместе с учениками ищут ответ, предусматривают возражения, спорят, затем ставят новые вопросы и опять совместно ищут решения. Поэтому изложение материала приобретает характер скрытого или явного диалога, в котором звучат голоса оппонентов, доказательство часто ведется «от противного», выясняется не только «что есть данное явление», но и «что не есть данное явление», хотя и сходно с ним.
Вот это стремление вызвать у слушателей активный эмоциональный отклик и есть главное средство активизации мысли. Слушая хорошего лектора, мы радуемся убедительности его речи, а может быть, хотим возразить ему.
Если лекция обращена прежде всего к эмоциям, поэтому ее нецелесообразно конспектировать, составлять план и т. п. Учитель рассказывает о конфликте Лермонтова с самодержавной властью, поэтому лекция строится на антитезе: величие поэта и бесчеловечие преследователей, использующих темные, тайные пути. Образным центром этой темы является последняя рукопись Лермонтова—книга Одоевского, вторая тема начинает и завершает лекцию. Факты являются основой, на которой вырастают мысли и эмоции. Приемы активизации внимания слушателей на лекции разнообразны. В одном случае лектор включит в рассказ фрагмент художественного произведения, в другом—документ, в третьем— использует вопросы к слушателям, на которые иногда получит ответ, в четвертом—сопоставит разные точки зрения на проблему, будет полемизировать с возможными возражениями и т. д. Иногда полезно взглянуть на предмет с непривычной точки зрения: глазами человека другой эпохи, литературного героя, глазами ребенка. Иногда можно прибегать к смещению временной перспективы: рассказывая о последующих событиях раньше предыдущих (как в романе «Что делать?»), о следствии раньше причины, иногда пристально вглядываясь в какую-то деталь и для этого
замедляется повествование.
В общем приемы построения лекции сходны с приемами композиции художественного произведения, да это и естественно: лекция по литературе должна быть эстетически значимой. И как в художественном произведении есть этапы сюжета, так и в лекции можно наметить экспозицию, цель которой — настроить учащихся на восприятие, завязку—постановку актуальной проблемы, основную часть лекции—развитие мысли, приводящее к кульминации, и заключение—развязку. Продумывая построение основной части, опытные лекторы используют такие приемы, как антитеза, повторы, градация, риторические вопросы и т. д. Но в применении приемов ораторской речи надо соблюдать меру: не всегда в учебной лекции уместно то, что естественно в выступлении на митинге.
Часто в лекцию включаются сообщения учащихся. При этом учитель исходит из возрастных и индивидуальных возможностей учеников: одним предлагает пересказать близко к тексту отрывок из воспоминаний, другим поручает сообщение о произведении живописи или музыки и т. д.
Девятиклассник с интересом прочтет избранные отрывки из воспоминаний о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Белинском и может пересказать их. В лекцию о Пушкине органически войдут отрывки из воспоминаний Ф. Глинки о встрече поэта с генерал-губернатором Милорадовичем или из воспоминаний И. Якушкина о посещении Пушкиным Каменки. Кто-то из ребят сможет сделать сопоставительный анализ иллюстраций к «Мертвым душам» Агина и Боклевского. Но поручать ученику 9 класса доклад о трагедии «Борис Годунов» нецелесообразно: сжатый пересказ с анализом отдельных сцен сделает учитель.