Состав изучаемых вопросов и методы анализа определяются исходя из содержания лекционных материалов, а также проработанной научной и методической литературы.
Анализ системы управления нацелен на выявление ее недостатков, их причин и последствий. Он включает:
описание достигнутого уровня управления;
сравнение фактических значений соответствующих показателей с нормативными, расчетными, передовых отечественных и зарубежных аналогов; выявление положительных и отрицательных сторон в управлении; систематизацию недостатков;
установление потерь и неиспользованных возможностей в результате недостатков в управлении, в том числе в количественной (натуральной и стоимостной) форме; выявление причин недостатков.
Таким образом, в результате анализа должны быть выявлены проблемы, решение которых может служить основой для разработки проектной части работы. Объем аналитической части должен составлять 15 страниц текста.
6.5. Анализ изучаемой проблемы в организации
Исследование состояния проблемы в организации (учреждении) производится на основе определенной методики анализа - совокупности способов и приемов выполнения работы. В ходе работы над курсовым проектом целесообразно использование различных методов, в частности:
1. Экспертные (оценочные) или эвристические методы - основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции.
Конкретными формами их проявления являются:
массовая оценка - выявление мнения отдельных групп населения по существу какой-либо проблемы в ходе социологических исследований (социологический опрос);
организация систематической работы экспертов - экспертные комиссии законодательных и исполнительных органов власти, научные советы институтов и пр.;
организация работы экспертов на основе особой системы их деятельности: "мозговая атака", "Делфи", "Паттерн" и пр.
Методы социально-экономического анализа: сравнение, выборочное изучение работы ряда объектов, группировки, цепные подстановки, исчисление индексов, расчет коэффициентов регрессии и корреляции.
Балансовый метод.
Экономико-математические методы и модели.
Методы прямых инженерно-экономических расчетов.
Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент).
Материалами для анализа могут быть нормативно-правовые акты (законы, уставы, положения), планы работы и отчеты организации, статистическая отчетность, сопоставление отечественных и зарубежных оценок отдельных вопросов исследуемой проблемы и другие данные, собранные студентом из различных источников и за время прохождения организационно-экономической практики. При этом желательно выявить социальные, экономические, правовые, организационные и психологические аспекты анализируемой проблемы
6.6. Разработка проектных предложений и рекомендаций
В этой части работы осуществляется общая постановка задачи для проектного решения, содержание которой определяется составом проблем, выявленных во втором разделе. Исходя из уровня поставленной проблемы, имеющегося состава исходной информации проводится выбор метода разработки проектного решения. При этом следует максимально учитывать возможности использования современных методов экономико-математического моделирования, а также средств вычислительной техники.
Содержание проектной части определяется как особенностями выбранной темы курсового проекта, так и спецификой конкретного объекта исследования. Но в любом случае в проектной части решаются следующие основные задачи:
поиск мероприятий (вариантов решения) по устранению выявленных недостатков;
обоснование выбора рациональных вариантов мероприятий и предложений, улучшающих фактическое положение дел в исследуемом объекте.