Начинается работа над сочинением с определения и формулировки учениками основной идеи сочинения, подбора эпиграфов. Но она станет действительно полезной только тогда, когда учащиеся смогут подобрать эпиграфы, наиболее полно отражающие основную мысль сочинения. С этой целью можно проводить анализ различных высказываний на одну и ту же тему и сопоставление их с темой или идеей сочинения, а также друг с другом и выбор оптимального варианта. При работе над содержательной стороной сочинений на так называемые свободные темы главным должно стать накопление жизненных наблюдений и осмысленных фактов, почерпнутых из окружающей действительности, а также из произведений художественной литературы, развитие умения пользоваться этим материалом для раскрытия темы в соответствии с замыслом. И неоценимую помощь в этом могут оказать высказывания великих людей, фрагменты лучших художественных произведений, которые послужат образцом как для выражения своего отношения к предмету обсуждения, так и для обогащения словарного запаса учащихся. Сочинения, основанные на материале из жизни, помогают детям глубже осознать окружающую их действительность, познать самих себя. Благодаря таким сочинениям мы сможем подготовить людей, умеющих не только передать свои мысли, чувства, но и с любовью работающих над словом, видящих его красоту, ценящих его значения. Ведь не зря утверждают исследователи, что только те учащиеся, которые прошли через опыт хотя бы простейших сочинений такого типа, только они становятся образованными читателями наших классиков, нашей современной литературы.
Когда вспомогательным материалом для творческой работы служат слова выдающихся людей, лучшие примеры великих произведений, тогда автору предоставляется большая свобода для выражения своего отношения к миру и жизни, а также у него нет ограничений в подборе конкретного материала для иллюстраций своих мыслей и чувств, потому что ребенок сам определяет, каким материалом пользоваться, занимается поиском суждений, близких его взглядам, самостоятельно накапливает материал для сочинения. Такая работа помогают ученику понять жизнь, развивает его мысль и речь, способность доказывать выдвинутые положения, рассуждать. Кроме того, она учит пользоваться книгой, разбираться в художественных произведениях, воспитывает вкус к ним.[14]
Таким образом, сочинения также являются одним из средств повышения общей культуры учащихся, формирования их мировоззрения, эстетических и нравственных взглядов, другими словами, средством приобщения к национальной культуре. Задача учителя - воспитывать подрастающее поколение, а воспитывать - это значит открывать детям глаза на мир - огромный, прекрасный и многообразный. Учиться видеть, слышать все то, что их окружает, но вместе с тем и уметь рассказать об этой красоте, многозвучии так, как они того заслуживают. Чтобы сочинение удалось, важно и то, какая атмосфера будет царить в самом начале работы. И здесь самыми значимыми будут те слова, которыми начнет урок учитель, сумеет настроить учащихся на творческий процесс, при этом помня об основных требованиях, предъявляемых к сочинению. На уроках русского языка должен реализовываться и стилистический аспект развития речи учащихся. Эта работа ведется при изучении лексики, при стилистической характеристике различных морфологических и синтаксических единиц языка, при определении стиля текста. Результаты такой работы можно продемонстрировать на уроке развития речи, когда в сочинении ученик сумеет показать умение пользоваться средствами языка в связи со стилистической направленностью создаваемого текста. На таких уроках также важно использование лучших образцов произведений различных стилей: и научного, и публицистического, и художественного.
Подводя итог всему сказанному выше, мы акцентируем внимание на особой важности приобщения современного школьника к национальной культуре посредством чтения как важнейшего вида речевой деятельности. Учитель должен помнить, что отбирая тексты для уроков русского языка, для самостоятельной работы учащихся дома, он стремится обеспечить возможность выполнения заданий, направленных не только на диалог ученика с текстом, но и текста с текстом, на осознание межтекстовых связей. Только в этом случае произведения, используемые при изучении разных тем, образуют как бы единый обобщенный текст - "Пространство культуры". В статье "Уроки словесности" В.Ю. Троицкий пишет: "Едва ли не самая драматическая утрата нашей школы в том, что из нее исчез учитель словесности. Есть преподаватели литературы, русского языка, истории, биологии, математики, географии, но словесник ныне - явление редчайшее. И не потому ли так заметно стало распространяться в школе духовное оскудение, что словесность как некое единство, всегда бывшее, по словам ФИ. Буслаева, "мерилом того духовного развития, которого в данную эпоху достиг народ на пути общечеловеческого совершенствования", словесность как открытие в слове и через слово существенного и необходимого "для нравственного бытия и отдельного человека и целого народа" - распалась на практически плохо соединенные друг с другом предметы.