Современная концепция изучения русского языка и литературы в школе предполагает культурологический подход к организации обучения, что открывает перспективы для речевого развития и нравственного воспитания учащихся. Каждое новое поколение, равно как и отдельный читатель, по-своему воспринимает и оценивает художественное явление. И тем не менее есть некие общие законы прекрасного и вечного, лежащие в основе искусства словесности. В эпохи, когда происходит коренная ломка общественного устройства, меняются исторические идеалы, возникает ощущение нестабильности, утрачивается интерес или в корне становится иным отношение к проверенным временем эстетическим и литературоведческим ориентирам. Огромная ответственность возлагается на учителя-словесника, который обязан показать эти ориентиры, помочь учащимся в формировании эстетического вкуса (художественного, литературного, музыкального), теснейшим образом связанного с мировоззрением, моральными принципами, жизненными интересами, эстетическими идеалами личности. Главная суть развития чувства прекрасного состоит в том, что учитель-словесник должен попытаться пробудить ум ученика, приучив его наблюдать и делать выводы. И одно из средств для достижения этого - работа с текстами художественных произведений, которая должна еще и открыть творческое начало в неопытной душе ребенка, то есть помочь привить ему стремление к творческому созиданию посредством приобщения к искусству. Несомненно, в условиях современного нигилизма, когда все отвергается и низводится с пьедестала, очень трудно оставаться маяком, на который должны ориентироваться в этом туманном настоящем юные души. Но учитель должен помнить, что "лишь слову жизнь дана", значит, он обладает огромной властью в воспитании у подрастающего поколения чувства прекрасного, гордости и преклонения перед великим языком. Но как сделать так, чтобы это чувство возникло, как вызвать у детей интерес к учебе, к предмету, как научить их не только слушать, но и активно и самостоятельно работать?
На каждом уроке русского языка и литературы мы обращаемся к великим произведениям. "А что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира" (Л.Н. Толстой). И если ответить на вопрос, что это за люди, чем они должны обладать, то мы можем с уверенностью продолжить- "Способностью особенно сильно чувствовать не только свое время, но и чужое, не только свою страну, но и другие, не только себя самого, но и прочих людей" (И, А. Бунин).[12]
Наиболее полным и всеобъемлющим является комплексный анализ текста, так как он обусловлен прежде всего самой природой художественного произведения как сложнейшей системой разноуровневых взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов структуры, разносторонних по содержанию и функциональным аспектам, многоплановых по идейно-эстетическим и словесно-образным свойствам художественного целого, вызванного авторским субъективным видением объективного мира. Вопросы и задания условно можно разделить на лингвистические и литературоведческие. Но деление это условное, так как анализ должен выработать своеобразный подход к художественному тексту именно как к произведению искусства и раскрыть "технологию" создания прекрасного.
Один из аспектов приобщения учащихся к национальной культуре посредством наблюдения над языком художественного произведения -анализ его на уроке развития речи. Нередко различные творческие задания завершают изучение тех или иных разделов и являются своеобразной демонстрацией знаний, навыков, которые были получены учащимися в процессе изучения. Исходя из "золотых" правил любого урока, когда должны быть выполнены познавательная, развивающая и воспитывающая функции, когда учителем ставятся определенные задачи различных уровней, особое значение приобретает подготовка к творческой работе, при которой происходит развитие творческого мышления, решение творческих задач. Поэтому так важно умело использовать естественное слияние всех сторон учебного процесса: обучения, воспитания и развития.
Не секрет, что сочинение - одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Причем, чем старше становится ученик, тем все сложнее складываются его отношения с таким видом работы. Статистика такова: из 54 опрошенных пятиклассников любят писать сочинение 39 учащихся, не привлекает работа 15 учащихся. У выпускников отношение более избирательное: из 34 учащихся с удовольствием принимаются за творческое задание всего 4, 17 - не любят, а 13 ответили, что готовы писать в том случае, если тема их волнует. В чем причины неприятия сочинения? Конечно, наши "компьютерные" дети не хотят тратить время на, казалось бы, лишнюю работу, не хотят, ленятся думать (это трудно). Но большинство учеников определило самую главную причину: не всегда удается правильно выразить мысль, передать свои чувства так достоверно, чтобы ими прониклись и читатели (а это, прежде всего, учитель, от которого зависит результат - оценка).
Результаты опроса показывают, что учитель должен решить одну из первоочередных задач: как помочь ученику овладеть родным языком в такой степени, чтобы работа над сочинением не вызвала у ребенка боязни, страха, а наоборот, давала радостную возможность высказаться на любую заданную тему?[13]