- альтернативность решения экологической проблематики, что акцентирует внимание культурного исследователя-гуманитария на развитии интеллекта подрастающего поколения жителей Земли;
- совместность разрешения проблем, связанных с сохранением и воспроизведением природного окружения, что требует развития сотрудничества, разнообразных форм взаимодействия;
- вовлеченность каждого конкретного человека в процесс разворачивания экологического кризиса, что подразумевает масштабность усилий по осознанию этого факта каждым жителем планеты.
Все сказанное свидетельствует о том, что обладающий культурой личности субъект НИД не только сам должен исповедовать ценность "благоговения перед жизнью", но всеми доступными ему средствами способствовать закреплению этой аксиологической установки в умах и сердцах нового поколения граждан. Этой благородной цели служит ориентация исследователей на новую методологическую установку, постулирующую включение человеческого фактора в число установок познания [10]. При этом первоочередные усилия должны быть направлены на преодоление и в себе, и в других так называемого эгоизма потребительства. Сделать это очень и очень не просто, поскольку мы давно уже перестали замечать, как безжалостно и далеко не всегда оправданно эксплуатируем природный мир. Особенно страшно полное равнодушие к природе наших детей. За разноцветным обманом "гламурных" картинок они абсолютно не видят подлинной красоты нерукотворного мира. А ведь природа — это не только красота, это чистый воздух, солнечный свет, не заслоненный зловонной пеленой городского смога, кристально прозрачная вода, это — здоровье и жизнь. Преодолеть эгоизм потребительства — это значит понять самому и дать понять другим, что примитивное варварское "взять" должно заменить на благородное и благодатное "отдать", пока еще, может быть, не поздно.
Таким образом, с точки зрения ценностей, составляющих основу и личности, и культуры, современный исследователь-гуманитарий должен исповедовать и всемерно содействовать закреплению следующих аксиологических постулатов:
- в отношениях к себе это ценность "долга противостояния абсурду";
- в отношениях к другим — "коммуникация как истина";
- в отношениях к рукотворному и природному миру — "благоговение перед жизнью".
Обозначенные нами ведущие ценностные установки не исчерпывают содержания культуры личности субъекта научно-исследовательской деятельности. Вместе с тем, нельзя не отметить их центральное место: именно они выступают в качестве системообразующего компонента анализируемого содержания, "порождая" более абстрактные культурные нормы гуманитарной науки — принципы, критерии оценок и основные идеи.
Абстрактный характер принципов "сыграл с ними злую шутку": большинство деятелей (в том числе и науки) перестали воспринимать их как непосредственное руководство к действию, переведя в разряд ни к чему не обязывающих лозунгов. Но принцип — не лозунг, не девиз, а высшая этическая норма, категорический императив, то, что не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах, если хотите — заповедь, на нарушение которой существует нравственный запрет. Нельзя вести речь ни о личности, ни о культуре там, где не руководствуются принципами.
Личностно и культурно развитый ученый-гуманитарий, реализующийся на базе названных выше ценностных установок, не может не следовать ряду соответствующих им актуальных принципов. Анализ работ наиболее гуманистически ориентированных исследователей позволяет отнести к их числу следующие:
- принцип соотнесения своих интересов с интересами общества [7]. На первый взгляд, его содержание не нуждается в комментариях. Вместе с тем, следует отметить, что все обозначенные нами ценностные ориентиры требуют именно этого: поступиться своими личностными симпатиями и предпочтениями ради запрета на абсурд, поиска истины в коммуникации, торжества жизни. Не надо только путать общество, заинтересованное в развитии культуры и культурном развитии, с социумом, проповедующим масскультуру и не делающим различий между развитием и потреблением. Служить последнему — стыдно и не достойно настоящего ученого;
- принцип подчинения своей жизни интересам самой жизни и культуры [7]. Эта культурная норма требует от современного ученого-гуманитария еще больших жертв. Речь здесь идет уже не только об интересах и пристрастиях, но о самой жизни (в том числе, разумеется, и личной). В соответствии с данным принципом современный исследователь гуманитарной сферы обязан оставаться им не только в рабочее время. В связи с невиданным ранее размахом технических усовершенствований, экспансируемых буквально во все сферы жизнедеятельности современного человека, ответственность исследователя гуманитарной сферы значительно возрастает. Именно он обязан предупредить человечество од их не всегда благоприятных последствиях, помешать внедрению особенно опасных технологий, своевременно позаботиться о безопасности использования "новшеств". Здесь он выступает как пограничник, оберегающий мир людей (и прежде всего — детей) от вторжения "мира производства". Но и в собственной "вотчине" у него масса обязательств. Находясь в непосредственной близости к человеку, своими необдуманными действиями ученый-гуманитарий (особенно — педагог) может нанести ему серьезный ущерб, увы, не очевидный для непрофессионалов. Чтобы этого не произошло, следует с уважением относиться к культуре вообще и культуре гуманитарной научно-исследовательской деятельности, в частности.