Содержание культуры личности субъекта той или иной деятельности правомерно рассматривать через ведущие ценности, воплощающие отношение профессионала к себе, другим людям и миру. Для каждой профессии они будут специфичны, но построение таких разнообразных картин, на наш взгляд, очень важно не только для науки, но и для практики, прежде всего практики развития профессиональной деятельности. Подобные теоретические конструкты акцентируют внимание ученых и практиков не на безличных (и безличностных) компонентах деятельности, а на ее интегрирующем и творящем начале — субъекте, подчеркивая необходимость его личной ответственности и обязательность принадлежности к культуре.
Для начинающих профессиональный путь молодых людей наличие содержания культуры личности профессионала избранной сферы деятельности предоставит возможности:
- оценить степень собственного соответствия требованиям профессии;
- целенаправленно совершенствовать себя;
- осознать уровень личной ответственности за избранное дело;
- почувствовать свою значимость и в профессии, и в культуре;
- увидеть "горизонты акме", а не просто перспективы карьерного роста.
Следует подчеркнуть динамичный характер содержания культуры личности того или иного профессионала. Вместе с развитием самой деятельности, требований к ней со стороны культуры и социума безусловно развивается и содержание культуры личности современного (для данного отрезка времени) профессионала. Поэтому исследователи время от времени должны корректировать соответствующие теоретические представления. Предлагаемые вниманию читателя материалы посвящаются культуре личности субъекта научно-исследовательской деятельности в области педагогики и ориентированы на специфику гуманитарных наук в начале XXI в.
Актуальность разработанной нами теоретической модели, т.е. ее соотнесенность с современностью, достигается прежде всего за счет выдвижения в качестве ведущих ценностей новых постулатов, созвучных характеру эпохи смены веков. Ссылаясь на Ф. Ницше, впервые поставившего вопрос о необходимости разработки новых культурных ориентиров, В.И. Горовая пишет: «В эпохи перемен нередко провозглашались новые ценности и принципы, отвечающие требованиям времени. Так, А. Швейцером был выдвинут принцип "благоговения перед жизнью", К. Ясперсом — "коммуникации как истины", А. Камю — "долг противостояния абсурду"» [1, с. 19]. На наш взгляд, обозначенные аксиологические положения с полным правом можно отнести и к личности ученого-гуманитария, призванного всей своей жизнью и деятельностью воплощать столь значимые для нового века культурные ориентиры.
Культура личности субъекта научно-исследовательской деятельности рассматривается нами через призму ведущих ценностей, определяющих должное отношение ученого к себе, другим людям и окружающему миру. Все эти отношения равнозначны по важности. Тем не менее, мы считаем необходимым начать описание анализируемого феномена с отношения исследователя гуманитарной сферы к самому себе. Ведь любая наука рефлексивна по характеру самой деятельности, а для гуманитария еще немаловажно всегда помнить изречения древних: "познай себя самого", "излечи себя сам".
Итак, культуру личности исследователя-гуманитария в отношении к самому себе определяет ценность "противостояния абсурду". Мы убеждены в том, что абсурд может и должен быть побежден, прежде всего, самим человеком в самом себе. Любые, даже самые аргументированные доводы останутся не услышанными, если личность позволит пустому апломбу взять верх над очевидностью. Ученому должны быть свойственны сомнения в своей непогрешимости, всесилии и всезнайстве, могущественности и вседозволенности.
К сожалению, в педагогике весьма часто приходится сталкиваться с примерами абсурдного поведения представителей "научного мира". Разве не абсурдно выглядит "вновь испеченный" (или, напротив, порядком "зачерствевший") кандидат наук, рьяно, но безосновательно отстаивающий свои полудетские представления?
Настоящий ученый-гуманитарий должен обладать многими необходимыми характеристиками. К их числу мы, вслед за различными авторами [2; 3; 4; 5; 6; 7], относим следующие качества личности исследователя:
- активность умственной жизни, подразумевающую постоянный поиск истины в сочетании с неминуемыми в таком случае сомнениями и, если хотите, духовными терзаниями, поскольку, по утверждению Мамардашвили, акт сознания всегда связан с усилием, наделенным единой нравственно-интеллектуальной природой;
- душевную концентрацию, осуществляемую по векторам воссоединения с прошлым, обретения себя в настоящем и строительства своего будущего;