Воспитательная работа классного руководителя - работа творческая. Успех ее зависит от педагогического мастерства воспитателя, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанников, от воспитательных и педагогических задач коллектива. План - это средство повышения качества воспитательной работы классного руководителя (воспитателя). Он должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Деятельность классного руководителя не должна сводиться к работе «ради плана». Главная цель деятельности - оказать оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил, с их самоопределением в жизни.
Работа над планом начинается с определения основных задач воспитательного процесса; он составляется с учетом возраста учащихся и отражает различные направления деятельности классного руководителя.
Форма плана может быть самой различной, составить ее можно на четверть, полугодие, год . Чтобы план был «живым», «действенным», желательно делать отметки о выполнении намеченного, вносить изменения и дополнения.
Проведённое исследование технологий планирования воспитательной работы в школе приводит нас к следующим выводам:
Планирование позволяет значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.
Технология планирования должна учитывать, что класс - это «живой» организм, в котором изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются межличностные эмоционально-психологические и деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и природной средой. Поэтому основным условием составления плана является его ориентация на возрастные и психические особенности учащихся того или иного класса, а также на желания и возможности детей.
Сложность и многогранность работы классного руководителя обусловливают необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирования.
При планировании воспитательной работы классный руководитель должен исходить из следующих положений:
- предусмотреть разнообразные мероприятия и виды работ, которые способствовали бы всестороннему развитию учащихся;
- включать воспитанников в деятельность (познавательную, патриотическую, трудовую, художественно-эстетическую, спортивно-оздоровительную);
- система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического коллектива;
- выделить ту или иную ведущую воспитательную задачу и наметить меры по ее решению;
- план должен содержать положения, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают в классе, и родителей.
Выбор варианта плана зависит:
- от теоретических представлений учителя о сущности, закономерностях и роли воспитания в развитии личности ребенка;
- от сложившихся в педагогическом коллективе школы традиций планирования и организации воспитательной деятельности;
- от личного и чужого педагогического опыта классного наставника.
- от возрастных и психологических особенностей учащихся.
Указанные положения учитываются при определении цели и задач, этапов и предполагаемых результатов планируемой воспитательной деятельности.