2) Организация однопрофильных школ старшей ступени, то есть учащиеся 10-11-х классов готовятся по одному и единому для всех профилю. Постепенно формируются новые типы образовательных учреждений – школы третей ступени.
3) Профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов учащихся. На старшей ступени учащимся предлагается несколько учебных курсов независимо от того, связаны ли они общей направленностью. Можно выбрать и математику, и литературу одновременно, что позволяет под одно определение подвести название профиля для такого ученика. Эти школы работают по сложному расписанию.
4) Сетевое взаимодействие школ. Этот вариант наиболее характерен для сельских образовательных учреждений. Учащимся предлагается выбрать учебный курс не только в школе, но и за ее пределами. Иными словами, ученик получает образование фактически в нескольких учебных заведениях, а часть курсов осваивает дистанционно.
В целом переход на профильное обучение – процесс длительный и занимает на уровне образовательного обучения около трех, а на муниципальном уровне в сетевом варианте – около пяти лет .