- открытая система, т.е. способная к восприятию нового, к взаимодействию с другими системами (личностями);
- нелинейная система, обладающая неоднозначной, собственной, исключительной реакцией на изменения образовательного пространства, способная к новациям, творчеству. В этом и заключается активность данного субъекта.
Ученик рассматривается как:
- сложная система, т.е. обладающая многообразием способностей, возможностей, черт характера и т.д.;
- открытая система, т.е. восприимчивая к разного рода изменениям отношений в образовательном пространстве, нуждающаяся для своего существования в другом, разном, новом;
- нелинейная система, т.е. обладающая непредсказуемой реакцией на воздействия со стороны других субъектов образовательного пространства и в то же время способная своими изменениями стимулировать изменения отношений между этими субъектами. В этом и заключается активность данного субъекта.
[1] Образование по выбору — реальность сегодняшнего дня: Материалы расширенного заседания коллегии Министерства образования Российской Федерации 1 марта 1995 г. — С.68—69.
[2] Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». - М., 1999.-С.708.
[3] Дополнительное образование детей. / Под ред. Лебедева О.Е. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.22-23.
[4] Харитонова В.А., Меньшиков И.В., Санникова О.В. Методология синергетики в моделировании развития образования // Сборник трудов конференции по синергетике. Материалы Межрегиональной конференции. – Москва – Ижевск, 2001
[5] Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир // Философия и жизнь - 1999. - №7.
[6] Сайбединов А. Педагогические смыслы или рассуждения о содержании образования [Электронный ресурс]. http://pedsovet.org/forum/index.php?s=31f10e47a0bfc45db4f3ce4bed0ef365&act=Attach&type=post&id=86
[7] Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000
[8] Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образования. – 2003. - №2