Страница 56

Авторы всех отзывов считают, что представленная диссертация является самостоятельным завершенным научным исследованием, выполненным на высоком научном уровне и отвечающим всем требованиям ВАК, а ее автор Федосеева Е. С. заслуживает присуждения ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования.

Замечания по автореферату: хотелось бы более четкого выделения интегративного компонента личностной саморегуляции младших школьников (доц. Евмененко Е. В., доц. Севенюк С. А.); не нашел отражения вопрос о том, каким образом повышение уровня сформированное™ личностной саморегуляции отразилось на результативности учебной деятельности младших школьников (доц. Лукина Т. Н.); не нашел отражения анализ современных программ обучения младших школьников (доц. Фролова С. В.): следует уделить внимание описанию роли партнерских отношений со сверстниками в формировании личности младшего школьника (проф. Землянская Е. Н.); желательно в формулировках цели и четвертой задачи подчеркнуть их отличия (проф. Тельтевская Н. В.).

В дискуссии приняли участие: Сахарчук Е. И., доктор педагогических наук; Куликова С. В., доктор педагогических наук; Сериков В. В., доктор педагогических наук; Бондаревская Е. В., доктор педагогических наук; Борытко Н. М., доктор педагогических наук. При проведении тайного голосования диссертационный совет в количестве 15 человек (из них 8 докторов наук по профилю рассматриваемой диссертации), участвовавших в заседании, из 18 человек, входящих в состав совета, проголосовал: «за» — 15, «против» — нет, недействительных бюллетеней — нет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

диссертационного совета Д 212.027.02 при Еосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный педагогический университет» по диссертации Федосеевой Елены Сергеевны «Формирование личностной саморегуляции младших школьников в условиях партнерских отношений со сверстниками» (Волгоград, 2009), представленной на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования.

Актуальность исследования определяется усилением значимости личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте и необходимостью разработки и обоснования партнерских отношений со сверстниками как условия, позволяющего оптимизировать процесс ее формирования в практике образовательных учреждений.

Основные результаты исследования:

1. Выявлено, что личностная саморегуляция младшего школьника — это системообразующее свойство личности, проявляющееся в управлении своей целенаправленной активностью, внутренней регуляции поведения на основе осознания и принятия общественных требований. Основными структурными компонентами личностной саморегуляции младших школьников являются мотивационно-целевой, характеризующийся постановкой цели совместной деятельности; эмоционально-волевой, проявляющийся в наличии эмоционального отношения к процессу совместной деятельности, умении мобилизировать собственные усилия для достижения цели; деятельностно-практический, характеризующийся целенаправленностью и согласованностью совместных действий в группе; рефлексивно-оценочный, предполагающий оценку результатов совместной деятельности и собственных усилий в процессе достижения цели. Специфика формирования личностной саморегуляции проявляется через постепенное обогащение ее уровневых характеристик от осознания целей совместной деятельности и овладения способами ее осуществления к регуляции отношений и поведения в условиях партнерских отношений со сверстниками.

Страницы: 51 52 53 54 55 56 57 58