По результатам констатирующего эксперимента нами был проведен обучающий эксперимент по коррекционно-логопедическому воздействию на детей 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, принимавших участие в эксперименте. Работа была направлена на обогащение словарного запаса, уточнение значения слов, на развитие семантики слова, формирование лексической системности и семантических полей. Итогом обучающего эксперимента стало проведение контрольного эксперимента.
Цель
контрольного эксперимента – оценить эффективность обучающего эксперимента.
Для того чтобы реализовать поставленную цель, нами были проведены повторные диагностики по изучению словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта.
Логопедическое обследование мы начали с повторного изучения пассивного и активного словаря, используя те же методические приемы, что и в начале констатирующего эксперимента.
Ответы детей занесены в протоколы (приложение №….)
По результатам диагностики составлены сводные таблицы (…)
Анализ приведенных данных показывает положительную динамику в развитии пассивного и активного словаря детей, принимающих участие в эксперименте. Например, Дима Б, Агнесса Т, Женя Н, Саша Х. правильно показали длинный и короткий карандаш; Алина Е., Наташа Ш., Слава С., Костя П. - правильно определили узкую и широкую ленты, а Кристина и Никита верно отметили высокий и низкий забор. Школьники стали лучше разбираться в числе и роде прилагательных. Так, с заданием «показать зеленый флаг и зеленые флаги», справились 8 человек, а с заданием «определить род прилагательного» справились 6 участников эксперимента. Так же дети справились с заданием «определить число глаголов», дополнительный балл за это получили уже 7 человек (в первый раз 5). Без изменения осталось составляющая диагностики на понимание предложений.
Рисунок
Представленная диаграмма демонстрирует личностный рост развития словарного запаса детей с нарушением интеллекта в сравнении с предыдущими показателями.
Агнесса Т. улучшила свой личный результат на 7 баллов, Дима Б., Наташа Ш., Женя Н., Саша Х. – на 5 баллов, Костя П. и Кристина Л. улучшили свои показатели на 3 балла. На 1 и 2 балла стал выше показатель у Алины Е., Никиты С. соответственно. В результате все дети улучшили свои стартовые показатели, но за рамки среднего уровня не вышел никто, кроме Кости П.
Изменилось и отношение детей к выполнению заданий, при подборе ответов они не называли первое попавшее слово, а искали наиболее подходящие, правильные, старались не повторяться. Не всегда получалось правильно, но изменение отношения с речевому общению было ярко выражено.
Кроме того, анализ показывает и количественные изменения в подпоре слов при выполнении заданий. Например, При первичном обследовании Агнесса Т. подобрала только 3 слова, при повторном обследовании девочка назвала к разным заданиям уже 10 слов; Кристина Л. При первичном обследовании не …
о проведено повторное исследование по диагностикам: «Уровень выявления смысловых и несмысловых связей по темам «ОвощиФрукты» и «Уровень сформированности семантических полей по темам «Овощи», «Фрукты», составленных на основе работ З.А.Репиной и др.
В ходе диагностики детям предлагалась игра «Скажи, что хочешь». Установка: я называю слова, а ты скажешь первое, что придет тебе в голову. Ответы детей занесены в протоколы. (Приложение 12) Сравнительные данные занесены в сводную таблицу по типам ассоциатов.
Таблица 5
Сводная таблица по типам ассоциатов на начало и конец обучающего эксперимента
Тип ассоциат |
Ситуация |
Словотворчество |
Антонимы |
Синонимы |
Омонимы |
Понятийные связи |
Видовые связи |
Родовые связи |
Переносное значение |
Тавтологии |
Звуковые связи |
Случайные связи | ||||||||||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к | |
Дима Б. |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 | |||||||||||
Алина Е. |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 | |||||||||||||||||||
Агнесса |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
4 |
2 | |||||||||||||||
Наташа |
6 |
6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
3 | |||||||||||||||
Женя Н. |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
4 |
2 | |||||||||||||||||
Слава С. |
2 |
4 |
1 |
1 |
1 |
4 |
2 |
3 |
1 | |||||||||||||||
Никита |
3 |
3 |
2 | |||||||||||||||||||||
Саша Х. |
3 |
4 |
1 |
2 |
1 |
5 |
3 | |||||||||||||||||
Кристин |
1 |
3 |
1 |
8 |
5 | |||||||||||||||||||
Костя П. |
6 |
6 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 | |||||||||||||||
Итог |
28 |
37 |
4 |
1 |
7 |
7 |
3 |
5 |
3 |
1 |
4 |
13 |
6 |
33 |
17 | |||||||||