Проект – комплекс технических документов, содержащих расчеты, чертежи, макеты предназначенных к постройке, изготовлению или реконструкции сооружений, установок, машин, аппаратов, приборов.
Суть учебного проекта состоит в выполнении какого-либо объекта труда (доступного или посильного учащемуся) и разработке документации, необходимой для её выполнения.
При выборе проектного задания необходимо учитывать его практическую ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома и др. Задания не должны быть сложными, они должны учитывать личные интересы и способности каждого отдельного учащегося или группы учащихся, материально-технические возможности школы. Завершенный проект сопровождают пояснительной запиской, в которой излагают содержание проектного задания и результаты проделанной работы. Её оформляют в виде эскизов с пояснительным текстом. Каждый проект целесообразно обсудить с коллективом учащихся и дать ему соответствующую оценку. При этом обращают внимание на целесообразность и качество проделанной работы, её грамотность и эффективность.
Последовательность выполнения учебного проекта
1. Выдвижение проблемы, её обсуждение и анализ.
2. Рассмотрение требований, ограничений, условий, необходимых для выполнения проекта.
3. Сбор информации по учебному проекту.
4. Идеи, варианты выполнения проекта.
5. Выбор оптимальной идеи и её развитие.
6. Планирование изготовления изделия (организации мероприятия).
7. Изготовление изделия (проведение мероприятия).
8. Экономические расчеты себестоимости.
9. Оформление проектной документации.
10. Защита проекта. [3,20]
С целью оказания помощи школьникам при работе с проектами рекомендуется в кабинете трудового обучения сделать стенд “Творческие проекты”. В нем ученик сможет самостоятельно найти информацию, необходимую на любом этапе разработки проекта.
Стенд может содержать в себе следующие разделы: рекомендуемые темы проектов; оформление работы; образцы заданий учащихся; требования к пояснительной записке; порядок защиты проекта; критерии оценки работы; экономическое обоснование проекта; положение об ученическом проекте; образцы творческих работ; образец титульного листа пояснительной записке.
Некоторые разделы стендов, например, “Темы проектов”, “Образцы заданий” могут быть съемными и меняться.[16,20]
Разработанный проект см. в приложении 1
Вывод по 2 главе: для большей объективности оценивания творческого проекта рекомендую: исходить не только от мнения учителя, но и мнение класса и самооценки самого ученика. В комплексе всех критериев ставиться соответствующая оценка.