Наглядные пособия выполняют следующие функции:
· ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в школе;
· ознакомление с внешним видом объекта в его современном виде и в историческом развитии;
· наглядное представление об устройстве объекта, принципе его действия, управлении им, технике безопасности;
· наглядное представление о сравнении или измерении характеристик явления или процесса;
· знаковое изображение этапов эксплуатации, изготовления или проектирования изделия;
· ознакомление с историей науки и перспективами ее развития.
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:
· объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
· печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы;
· проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.).
Значительную роль в обучении играют коллекции и модели. Под школьными коллекциями принято понимать наборы предметов или веществ, подобранных по определенным признакам или характеристикам и служащих, как для изучения нового материала, так и для повторения и самостоятельной работы. Широко известны коллекции по ботанике и зоологии, а также по физике, химии, рисованию, для труда в мастерских. Например, коллекции резисторов, конденсаторов, изоляторов, солей, пластмасс, красок, кистей, молотков, напильников, шурупов и т.п. Многие коллекции для учебных целей изготовляются учащимися совместно с преподавателями.
При объяснении нового материала часто используются демонстрационные коллекции, изготовленные на листе фанеры или картона и вывешенные на стационарных местах в кабинете или коридоре. Каждый предмет в коллекции должен быть укреплен в определенном месте согласно классификации, которая может быть изображена стрелками. Под предметом указывается его наименование и дается краткое пояснение. Коллекции для самостоятельной работы делаются небольшими, хранятся в коробках и используются в качестве раздаточного материала [1, с.176 - 177].