Учителю технологии приходится (это обязательный элемент правильно организованного урока) показывать школьникам либо эталонное изделие (объект труда), либо технологическую карту последовательности его изготовления. С дидактической точки зрения лучше всего такие средства обучения воспринимаются не в общем (окончательном) виде, а в динамике, с последовательным отображением этапов обработки.
В любом случае учитель технологии должен иметь в виду следующие дидактические факторы использования средств обучения, особенно изготовленных собственными руками:
· изделия должны иметь привлекательный, эстетический вид при полном соблюдении симметрии, если фигура (объект) ею располагает. Малейшая небрежность, неубранные шероховатости, заусенцы на острых кромках и т.п., неудачный выбор покрытия - все это отрицательно скажется на работах, которые будут выполняться учащимися, так как подсознательно каждый из них усвоил сигнал-"указание": можно позволить небрежность в изготовлении;
· цветовая гамма применяемых красок, их сочетание должны учитывать психологию восприятия цветов человеком;
· размеры (пропорции) дидактического средства обучения должны учитывать аудиторный (в большинстве случаев) показ. Поэтому, если это необходимо, когда габариты объекта невелики, следует подготавливать увеличенный масштаб для демонстрации отдельных, наиболее важных элементов, особенностей. Специальное внимание надо обращать на размер шрифтов пояснительных надписей;
· если дидактическое средство обучения призвано представить в классе движение объекта в реальных условиях или вместо оригинальных предметов используются их эквиваленты, очень важно следить, чтобы формирующая функция не была нарушена.
В частности, учитель должен стремиться при ознакомлении школьников с орудиями труда (а это часто делается на уроках технологии) одновременно демонстрировать их устройство и действие. Дидактический эффект при таком сочетании значительно повышается [16, с.75-79].
Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно, согласно концепции Т.А. Ильиной, подразделить на:
· естественную наглядность (предметы объективной реальности);
· экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);
· объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.);
· изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);
· звуковую наглядность (магнитофон);
· символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы);
· внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя).
Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому [29, с.350-351].