В-седьмых, как показывает опыт, представление учебной информации в системе структурно-логических схем выступает достаточно эффективным средством организации и активизации самостоятельной работы обучающихся.
В-восьмых, предлагаемая в данном пособии форма структурирования материала помогает быстрее сформировать у учащегося целостную картину изучаемого предмета. Это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины.
Эти обстоятельства, по нашему мнению, и подталкивают многих авторов к логико-структурному способу презентации учебных курсов. Однако, очевидно и то, что публикуемые авторами схемы представляют собой не окончательный, а один из возможных вариантов решения поставленных задач.
По всей видимости, такого рода пособия могут быть полезными как при подготовке к прослушиванию лекционного материала студентами, так и для восстановления в памяти основных положений изложенного курса. Кроме того, пособия в виде опорных конспектов целесообразно использовать и на практических занятиях для контроля глубины усвоения материала. Такого рода материалы могут быть полезны студентам в процессе самостоятельной работы и подготовки к сдаче зачетов и экзаменов.
Работа с опорными конспектами включает в себя несколько основных подсистем:
Подсистема "Компоненты" формирует структуру и образную презентацию информации и может включать:
опорный сигнал, как ассоциативный символ, несущий определенную смысловую нагрузку (условно - единица информации);
опорный рисунок - условное, схематическое, часто контурное, легко воспроизводимое изображение информации или объекта;
цвет - несет определенную смысловую нагрузку (например: красный - самое главное, новое);
опорный блок - определенная структура, взаимное расположение опорных сигналов, содержащая в себе "информацию" какой-то части темы;
блок-схема - в некоторых случаях несколько опорных блоков структурирующихся в более объемную конструкцию.
Подсистема "Принципы составления" учитывает следующее:
лаконичность (недопустимость перегрузки);
наглядность;
разнообразность - монотонность "выключает" внимание;
асимметричность - учитывает психологические особенности восприятия;
Подсистема "Алгоритм составления", предназначена как для учителя, так и для учащихся (при составлении творческих опорных конспектов):
прочитать текст;
составить план;
ввести условные обозначения;
ввести цветовые обозначения;
скомпоновать в блоки;
озвучить.
Подсистема "Классификация" определяет типы опорных конспектов в соответствии с их изобразительной формой, а также дидактическим назначением (16).
Это:
развернутый
графический
логический
смысловой (шифрованный)
текстуально-схематический опорный конспект.
Подсистема "Дидактическое назначение" подразумевает собственно применение опорных конспектов непосредственно в учебной деятельности.
Также работа с опорным конспектом включает следующие характеристики:
1. Гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений учащихся; возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся);
2. Концептуальная и организационная простота для учащихся и преподавателя психологии, которая позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности;
3. Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся при обучении психологии, дифференцированная в парах, группах, индивидуально. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность. Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие студентов. Следует отметить, что при традиционной системе обучения, в частности на комбинированном занятии, элементы самостоятельной работы в различных видах ее организации применяется эпизодически". [15]