В отечественной практике профконсультирования долгое время был распространен подход, основывающийся на том, что профессиональная деятельность является основным содержанием жизни человека. Однако практика показала, что для одного человека профессиональная жизнь - это возможность удовлетворения потребности в общении, для другого - это средство зарабатывания денег, а для третьего на первый план выступает сфера семейной жизни и т.д. Таким образом, сопоставляя преобладающие ценностные ориентации индивида с доминирующими для него жизненными сферами, можно определить и доминирующую направленность данной личности [25].
Н.М. Мухамеджанова в статье «Ценностные ориентации личности как результат приобщения к культуре» приводит данные своего исследования доминирующих жизненных целей и жизненных сфер деятельности студентов по «Опроснику терминальных ценностей (ОТеЦ)». Данная методика позволила автору выявить иерархию ценностных ориентаций человека и преобладающие сферы его жизнедеятельности. Проведенное ею исследование позволило диагностировать следующие ценностные ориентации личности:
1) собственный престиж;
2) высокое материальное положение;
3) креативность;
4) активные социальные контакты;
5) развитие себя;
6) достижения;
7) духовное удовлетворение;
8) сохранение собственной индивидуальности.
Опросник также позволил определить степень значимости для индивида той или иной жизненной сферы, в рамках которой он пытается себя реализовать. Это:
1) сфера профессиональной жизни;
2) сфера обучения и образования;
3) сфера семейной жизни;
4) сфера общественной жизни;
5) сфера увлечений.
Н.М. Антончик приводит мысль о том, что ценностные отношения к жизни интегрируют в себе следующие характеристики: признание права на жизнь каждого человека; восприятие жизни во всex ее разновидностях, формах; содействие жизни по мере сил и способностей; осмысленная жизненная позиция. Осознавая жизнь, человек одновременно выдвигает требования к ней, они отражены в таких категориях как «счастье», «свобода», «справедливость», «совесть» и т.д.
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что проблема ценностных ориентаций является в наши дни одной из актуальных и тем самым привлекает к себе внимание различных ученых. Существует большое количество определений понятия «ценность» и «ценностные ориентации», в которых рассматривается один или несколько аспектов «ценности», однако, наиболее полным и интересным, на наш взгляд, является определение А. Г. Здравомыслова, который говорит о том, что «Ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека, определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида».
Также в ходе нашего исследования, мы выяснили, что проблема ценностных ориентаций личности стояла всегда и в ходе исторического процесса можно заметить такую тенденцию – проблема ценностей всегда актуализировалась, ее постановка обострялась, приобретала широкое социальное и нравственное значение в сложные, переломные моменты, когда прежние традиции и устои теряли свою актуальность и значимость, и тогда начиналась их замена новыми идеалами и целями, а по мнению Н. М. Антончика ценностные ориентации человека динамичны: они видоизменяются с возрастом, по мере накопления опыта, получения образования и т.д. На сегодняшний день этому вопросу посвящено множество исследований и можно говорить о том, что основные ценности современного человека следующие: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности. Поэтому ценностные ориентации характеризуют, с одной стороны, связь человека с его жизнью в обществе, его потребности и интересы, а с другой стороны, с жизнью человека в культуре, его стратегические цели, идеалы, смыслы жизни. Это значит, что они характеризуют индивидуальное духовно-культурное бытие сущности человека.
Далее, обращаясь к теме нашего исследования, ним бы хотелось обратить внимание на ценностные ориентации педагога, человека работающего с детьми, к личной культуре которого предъявляются особые требования.
Проблема ценностей и ценностных ориентации относится к «вечным» проблемам философии, социологии и психологии. «Сказать, что у человека есть ценность, значит, сказать, что у него есть глубокое убеждение в том, что некий способ поведения или предельный смысл существования индивидуально или социально предпочитается альтернативным способам и смыслам»,- ссылается на Клансона и Винсона Н.М. Антончик [3].