Цель данной наработки состоит в оказании практической помощи детям с нарушением в поведении, устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребенка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:
1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении.
2. Развитие детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения.
3. Развитие навыков адекватного поведения.
4. Формирование детей правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.
5. Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях
Указанные цели и задачи достигаются входе коррекционных занятий, проводимых раз в неделю с различным уровнем развития (группами не более 5 детей). Их продолжительность составляет 30-40 минут.
Преимущество группы заключается в том, что группа представляет собой своеобразный островок мира, в котором ребенок с помощью педагога и других членов группы может проанализировать собственное поведение и опробовать его новые формы. Это достигается с помощью особой организации общения в группах, активного социального обучения, главной характеристикой которого является «соответствие самой процедуры обучения тем процессам и явлениям, которые создаются в ходе его реализации, т е. отношения участников группы тренинга строятся в полном соответствии со всеми требованиями общения-диалога». Следует отметить, что методы психологического тренинга, одной из форм которого является групповая коррекция поведения детей, восходят еще к идеям интенсивного общения К. Роджерса, его принципу «здесь и теперь», т. е. к анализу непосредственно происходящего в данной группе, принципу партнерства и равенства участников группы (совместного восприятия и обсуждения общей увиденной ситуации или проблемы и максимального учета интересов всех участников), осознания и эмоционального переживания проблем каждого члена группы, умения ставить себя в позицию другого, прочесть ситуацию его глазами и т. д. Это значит, что в группе внимание сосредоточено на непосредственном опыте и вовлечении в него.
При разработке занятий мы брали за основу программу А. Е. Рыбак «Вместе», в которой автор основной акцент делает на развитии эмоциональной отзывчивости детей на различные средства художественной выразительности.
Так, на занятиях и вне их обязательно должны быть созданы условия для художественного освоения детьми окружающей действительности. К ним относятся пение, пластические движения под музыку, речевая художественная деятельность, совместные импровизации, игра со словом и звуком. В этих условиях с изменением среды и форм общения детей происходит разрушение неадекватных стереотипов поведения.
Большое внимание уделялось формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
Следующим этапом стало проведение работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы в игровой деятельности. Её основой стал синтез методов группового психотренинга и музыкально-творческой деятельности. В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности использовались:
- коммуникативные игры,
- беседы на различные темы,
- разыгрывание и решение «трудных ситуаций»,
- ритмические и интонационные игры со словом,
- музицирование, импровизации, танцы, хороводы,
- психогимнастические упражнения,
- психологические этюды,
- ауторелаксация,
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- обыгрывание эмоционального состояния
- подвижные игры.
Конспект проведения занятий представлен в Приложении В.
После проведения подобных занятий на протяжении трех месяцев нами был проведен повторный срез показателей полученных на констатирующем этапе.