Содержательная внеклассная работа создает основу для накопления положительных традиций в классе, что в свою очередь обогащает жизнь коллектива и создает предпосылки для его сплочения [2;5;9].
Работа классного руководителя по повышению успеваемости учащихся, организации их трудовой деятельности и нравственному воспитанию.
Классный руководитель не несет непосредственной ответственности за успеваемость по тем предметам, которые ведут другие учителя, но ему следует использовать возможности внеклассной работы для стимулирования учебной работы учащихся. Формы и содержание этой работы весьма разнообразны, но важнейшими ее направлениями являются следующие [2;5].
Классный руководитель использует общественное мнение и требование коллектива к улучшению учебной работы учащихся. С этой целью проводятся специальные собрания или классные часы, на которых анализируется состояние успеваемости учащихся, и намечаются меры по ее улучшению. Применяются различные формы разъяснительной работы по правилам выполнения домашних заданий, а также проводятся практические занятия по овладению ими. Задача классного руководителя вовремя заметить ослабление усилий отдельных учащихся в учебной работе, выявить его причины и оказать посильную помощь.
Серьезный участок деятельности классного руководителя - организация труда и нравственного воспитания учащихся. Ему необходимо продумывать систему трудовых дел и занятий своих учеников, начиная с работы по самообслуживанию и кончая приобщением к производственно-трудовой деятельности, а также включать их в общественно полезную работу. Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных качеств: стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т.д.
Но нравственно-трудовая деятельность классного руководителя имеет более широкие горизонты. Внеклассная работа должна использоваться для включения учащихся в различные формы морально-познавательной деятельности, для проведения дискуссий на моральные темы, а также обсуждения отдельных событий в жизни класса, позволяющих в своей совокупности глубже осмыслить вопросы нравственности. В целях морального воспитания применяются формы культурно-массовой и художественно-эстетической деятельности учащихся, а также краеведческая и фольклорно-этнографическая работа.
Если классный руководитель содержательно и умело осуществляет воспитательную работу по стимулированию учебно-познавательной деятельности учащихся, вовлечению их в разнообразные виды труда и нравственно-эстетического воспитания, он тем самым способствует их эффективному личностному развитию [11].