8. У детей с поражением центральной нервной системы большое значение имеет предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения путем систематической логопедической работы в доречевом периоде[12].
Обучение (индивидуальное и в подгруппе) детей осуществляется в рамках 2 циклов («А» и «Б»), отличающихся разновидностью мероприятий и сроками их проведения. Определение индивидуальной стратегии обучения зависит от стойкости минимальных расстройств слуха и уровня речевого развития. При стойких нарушениях слуха и ОНР (I - III уровень) (подгруппа А) проводится поэтапная работа в соответствии с циклом «А».
Комплексное воздействие в каждом цикле осуществляется поэтапно. Выделяется 4 взаимосвязанных этапа, на каждом из которых параллельно проводится комплекс медицинских, психолого-педагогических и логопедических мероприятий.
Рассмотрим содержание работы на каждом этапе в цикле «А» (ОНР III уровня).
Первый этап — подготовительный — проводится в течение трех недель и включает примерно 14-15 занятий.
На этом этапе осуществляется подготовка ребенка к восприятию различных неречевых и речевых звуков. Для этого логопед стимулирует, и активизирует речевую деятельность детей, их слуховое внимание и слуховую память.
Логопед выявляет с помощью разговорной речи и шепота индивидуальные возможности этих детей разборчиво воспринимать звучащую речь.
На основании результатов составляются индивидуальные рекомендации по организации окружающей среды, т.е. определяются и создаются условия, максимально благоприятные для слухового восприятия. К этим условиям относятся:
1. Отсутствие шума и одновременного говорения нескольких человек во время занятий, так как восприятие различных звуков и речи в шумном помещении затруднено. Это связано с тем, что более слабый по интенсивности звук маскируется шумом и значительно труднее распознается. В результате воздействия таких маскирующих факторов, как шум, писк, звон, шуршание, гудение, стук и др. — у ребенка возникает слуховая усталость, т. е. снижение слуховой чувствительности. На восстановление порога слуховой чувствительности требуется не менее 2 мин. после окончания действия утомляющего стимула. Поэтому нужно не допускать в помещении, где находятся дети, особенно с минимальными нарушениями слуха, различных шумовых помех перед занятиями и во время проведения занятий (шумных ремонтных работ, громкой речи, криков, нахождения клетки с птицами в группе, проведения музыкальных занятий непосредственно перед логопедическими т. д.).
2. Уменьшение реверберации - многократного отражения звуков от стен, потолка и пола помещения (эффект эха). Реверберация уменьшает разборчивость речи, подобно маскирующему шуму.
Поэтому в помещении для занятий необходимо иметь звукопоглощающие экраны, т.е. на полу — ковер, мебель — вдоль стен, на которых расположить панно из ткани или плоские съемные игрушки, украсить группу мягкими игрушками т. п.
3. Слухо-зрительное восприятие устной речи особенное значение имеет в затрудненных акустических условиях, например, при плохой дикции говорящего, в шумной обстановке и т. д. В этих случаях считывание некоторых элементов речи с губ говорящего, возможность видеть выражение его лица, мимику, оказывает помощь акустическому восприятию устной речи.
4. Речь педагога постоянной (равномерной) громкости и слегка замедленного темпа (нормальный темп речи — примерно 4,3 слога в секунду), так как у детей, имеющих речевые нарушения и минимальное снижение слуха, выявлены трудности при узнавании быстро сменяющихся фонетических и тональных элементов.
Соблюдение рассмотренных условий способствует максимальному облегчению слухового восприятия на начальных этапах работы.