Таблица 5.
Сравнение средних показателей для различных групп детей
Результаты Группа детей |
Ответы первого уровня |
Ответы второго уровня |
Ответы третьего уровня |
Зрячие дети |
65 |
20 |
15 |
Слабовидящие дети |
52 |
41 |
7 |
Слепые дети |
88 |
9 |
3 |
У детей с нормальным зрением наблюдается сильный разброс в уровнях ответов – от абсолютного непонимания и неумения выразись свою мысль («Добро – это утро, день»), до вполне осознанных, грамотно сформулированных ответов («Добро – это хорошее качество человека, когда люди помогают друг другу»).
Уровень духовно-нравственного развития слабовидящих детей можно охарактеризовать следующим образом:
1. Несформированность даже основных нравственных категорий, обязательных для младшего школьного возраста, таких как «дружба», «добро», «мудрость» и др. Причем чаще их представления не просто искажены, а отсутствуют совсем.
2. Большое количество циклов в определениях понятий («Добро – это когда человек добрый», «мудрость – это когда человек мудрый», «Милосердие – это милое сердце») указывает на поверхностное восприятие, нежелание вникнуть в суть, на низкий уровень претензий к своей личности, к самовыражению.
3. Неумение сформулировать собственные мысли («Добро – это уважает других людей»)
4. В определениях нет четкости, в большинстве ответов качества и чувства заменены объектом или действием («Зло – это, например злые ковбои бьют лошадей», «Милосердие – это когда кролик или кто-то другой милосерден», «Справедливость – это человек который справедливый»)
5. Низкий уровень осознанности, который проявляется как в некорректных ответах, так и в завышенной самооценке, в неадекватных представлениях о собственных возможностях и способностях.
В ответах слепых детей также можно выделить ряд особенностей:
1. Явное проявление вербализации. Большинство примеров, приводимых слепыми детьми, взяты не из собственного опыта, а из книг, рассказов взрослых, часто используются крылатые выражения («Счастье – это когда кончилась война», «Зло – это когда шел человек, увидел быка, подошел и оборвал рога»)
2. Несмотря на сильную вербализацию, наблюдается большая осознанность в понимании нравственных категорий, чем у слабовидящих и даже зрячих детей, что выражается в большом количестве корректных примеров, в попытках анализа и установления связей между предложенными категориями («Добро – противоположность злу», «Вина – осознание своей неправоты»).
3. Грамотная формулировка ответов («Добро – качество человека …», «Вина – чувство человека …»)
4. В отличие от слабовидящих, отвечая на предложенные вопросы, слепые дети ведут себя очень скромно и неуверенно
5. Свои ответы дети сопровождали комментариями, которые позволяют утверждать, что, несмотря на достаточно высокий уровень развития, как в нравственном, так и в интеллектуальном отношении, слепые дети проявляют негативные эмоциональные настроения (страх перед неизвестным; утверждения, что все положительные качества не присущи зрячим людям, кроме мамы; и поэтому невозможно достигнуть желаемого в будущем), что, в свою очередь также оказывает влияние на дальнейшее формирование духовно-нравственных качеств этих детей.