В соответствии с этой идеологией качество современного образования определяется не только неким объемом знаний, но и особыми личностными характеристиками, делающими человека способным к постоянному возобновлению информативного диалога с окружающей его социальной средой, мобильным и свободным в своих поступках, ответственным за принимаемые решения
Наряду с гуманитаризацией образования, как одной из составляющей из всего комплекса мер гуманизации, в качестве других основных путей
ее действительного осуществление можно рассматривать следующие направления:
1) Внедрение в саму ткань образовательного процесса личностно-деятельного подхода, предполагающего изменение схемы учебного взаимодействия, роли преподавателя по отношению к обучаемому субъекту, индивидуализацию программ обучения.
2)Осуществление целостной программы формирования чувств общественного достоинства обучаемых, посредством систематической работы над такими его компонентами, как чувство личной защищенности; чувство принадлежности к учебному сообществу.
3. Обеспечение нормативно- правовой грамотности обучаемого, как субъекта и будущей профессиональной деятельности, знающего свои гражданские права, умеющего их защищать и отстаивать.
4.Создание в образовательных учреждениях условий, обеспечивающих социально-психологическую помощь школьникам, учителям, преподавателям, студентам и родителям.
Конкретные пути реализации гуманизации образования в разных типах учебных заведений ученые видят в следующем:
1 Гуманизация целей образования
- формирование свободного, развитого высоконравственного, творчески активного, социально зрелого человека
2. Гуманизация содержание образования
- реализация принципа историзма, показ эволюции человеческих знаний о природе, обществе и мышлении включение в содержание образования* этапов становления и развития общечеловеческих ценностей, гуманистических взглядов мыслителей и ученых в создании духовной культуры всего человечества.
3. Гуманизация методов обучения -
гуманистический подход к организации учебно-позновательной деятельности учащихся, как субъекта учебного процесса. Разработка личностно-ориентированной технологии обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, в средних и высших учебных заведениях. Видение учителем ученика, как полноправного члена общества со своими определенными целями, способностями и интересами.
4.Гуманистически - ориентированный подход к определению организационных форм учебных занятий, к проверке, учету и оценке знаний, умений обучаемых.
5.Гуманистический подход к формулированию критериев оценки
результатов образования
. Оценке труда учителей, преподавателей, воспитателей и образовательных учреждений в целом.
Личностно-ориентированная образовательная концепция позволяет поставить в центр образовательной системы ученика, интересы его развития, личностные структуры сознания. На основании сказанного можно сделать вывод о том, что система образования, базируясь на личностно-ориентированной концепции, нацелена не на формирование личности обучаемого в "заданном русле" (как это считалось ранее), а на создание условий, в которых обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы.
Чтобы практически проиллюстрировать это положение, приведем в качестве примера результаты проведенного J.Lompscher анализа двух возможных образовательных парадигм: обучение как "передача знаний, навыков и умений" и обучение, нацеленное на "свободное раскрытие личности"
Обучение как передача знаний навыков и умений |
Обучение как свободное раскрытие личности | |
на уровне целeполагания: | ||
Передача учебного содержания: знаний, умений, достижение планируемых нормативов |
личностное развитие, способность к деятельности. | |
на уровне взаимоотношений учителя и ученика: | ||
ученик — объект, "переработчик информации"; учитель — субъект, активно действующее лицо |
ученик — субъект, активно действующее лицо; " учитель — помощник, консультант. | |
с точки зрения качества учения/изучения: | ||
ориентировано на учителя, жестко управляемое; рецептивно- репродуктивно; учение через "научение" |
ориентировано на ученика; свободное, спонтанное продуктивное; учение в ходе выполнения какого-либо дела | |
С точки зрения отдельных особенностей преподавательской деятельности определение целей: | ||
жесткая зависимость между целью, содержанием обучения и учения и их и методами; принятие целей учащимися |
взаимосвязь между целями обучения и учения и их реализацией; постановка целей самими учащимися | |
дидактическое планирование | ||
Ориентировано на учебный материал, учебные действия |
ориентировано на анализ и ситуации усвоения предмета | |
реализация дидактических действий | ||
Направленность на логику и систематику учебного предмета; Обязательное содержание; Дисциплина, прилежание, напряжение; проявление личной инициативы учащегося мешает учителю |
Направленность на логику мира ребенка, его индивидуальные особенности; Факультативное содержание; Творческий беспорядок, удовольствие и радость; проявление личной инициативы учащегося желательно | |
Самоконтроль и самоанализ | ||
Направлены на репродукцию(воспроизведение) знаний и умений; реализация того что запланировал учитель |
Направлены на способность осуществлять деятельность и анализ результатов последней; стимулируют активность ученика |