Здесь представлены все случай, на которые распространяется наше правило.
IV. Выполнение упражнений в учебнике [Р. Я., 2кл. (1-3) , 91].
1) Упр. 379. Комментированное письмо.
(в тетради: верный товарищ (м. р., ед. ч.) - Посмотрите внимательно на это упражнение и скажите, существительные какого рода и числа написаны без Ь? (м. р., ед. ч.) . А какие еще существительные с шипящей на конце пишутся без Ь? (при затруднении обращается внимание учащихся на таблицу) . (Ср. р., мн. ч. и ж. р. мн. ч.) .
2) Я буду диктовать слова, а вы запишите их со словом "много". (5 слов комментировано у доски, остальные самостоятельно) .
Укажите род и число.
Туча, задача, роща, Маша, пастбище, училище, чаща. (В тетради: много туч (ж. р., мн. ч.) .
3) Составьте предложения со словами сокровище, рожь, ночь.
(Устно, предложения записать) .
VI. Итог урока.
VII. Д/з 1. Упражнение 380 2. Прочитать в "Родном слове" стихотворение А. А. Фета "Ласточки пропали", найдите и выпишите слова с изучаемой орфограммой.
Урок II.
Закрепление темы "Правописание Ь после шипящих на конце существительных".
На доске записана тема, висит таблица.
I. - С каким правилом мы познакомились на прошлом уроке?
Сформулируйте его.
(После шипящих на конце существительных Ь пишется только у существительных женского рода единственного числа) .
- Как вы узнаете (по каким признакам) , что данное слово относится к изученной нами орфограмме?
(Это слово должно быть существительным с шипящим на конце) .
- Молодцы. А теперь я вам буду читать строчки, а вы найдите все слова на нашу орфограмму.
а) Там, во ржи, межа рыжа, Я сел однажды на ежа.
И я подумал: " Еж похож На свежескошенную рожь" И сел нарочно я на рожь И понял: еж на рожь похож.
б) В небе пляшет стая туч.
в) Над рекой, наклонясь Что-то шепчет камыш; А кругом на полях Беспробудная тишь.
г) Василий Петрович спроектировал пять училищ.
II. Молодцы! В тексте вы слова отыскали быстро. Однако как часто вы делаете ошибки на правила, которые вам хорошо знакомы! И если их даже постоянно повторять, грамотность далеко не всегда становится выше. Из-за этого многие даже теряют веру в то, что правила могут помочь. А все от того, что от правила к грамотному письму нет прямой дороги: на пути встречаются преграды. Одолеть их вам поможет волшебное средство под названием самоинструкция.
Самоинструкция - это инструкция, которую человек создал для самого себя. Он подает команды, что и в каком порядке ему нужно выполнять.
Как составить самоинструкцию, которая научит вас использовать правило? Составлять инструкции и использовать их при письме - это значит решать задачи, только не математические, а орфографические. "Что это такое? ", - спросите вы. Представьте себе, что нужно решить такой пример: 5+3-8+2. Вам нужно произвести три действия: сложить, вычесть и сложить. Причем именно в таком порядке. Когда вы решаете пример или задачу, вы прежде всего определяете, что и в каком порядке нужно сделать. То же самое происходит и при решении орфографических задач. Сейчас вы сами в этом убедитесь.
Давайте попробуем вместе составить самоинструкцию по нашему правилу.
- Итак, как звучит наше правило?
(Учащиеся формулируют правило) .
- Если четко следовать правилу, что мы должны сделать сначала?
(Узнать, оканчивается ли слово на шипящий) .
(На доске: оканчивается ли на шипящий) - Хорошо. Если да, идем дальше. (Учитель проговаривает "На конце существительных".) (Узнать, является ли слово существительным) . (На доске: проверяемое слово - существительное) .
-Если да, идем дальше (существительное женского рода) .