Работа над ошибками предполагает их объяснение, исправление и закрепление правильного написания слов. В зависимости от видов работы различают три методики организации исправления ошибок и закрепления орфографических нормы.
Организация работы над орфографическими ошибками в обучающих упражнениях.
Данный вид работы над ошибками проводится попутно с изучением новой темы после каждой проверки тетрадей. В начале урока сообщаются результаты выполнения самостоятельного упражнения. Школьники озаглавливают свою работу: Работа над ошибками. Затем ошибки исправляются, слова в исправленном виде записываются столбиком на полях тетради; вставленные орфограммы подчёркиваются, а записанные слова заключаются в рамку. Далее учащиеся ещё раз записывают эти слова в строку и обозначают в них условия выбора вставленных орфограмм на месте ошибок. В процессе закрепления новой темы используются слова, в которых ошибки, для различных видов обучающих работ.
Организация работы над орфографическими ошибками в контрольных диктантах. Она проводится на специальном уроке, который начинается с обновления темы и её записи. Учитель, сообщив результаты контрольного диктанта, раздаёт тетради, в которых учащиеся под руководством преподавателя исправляют допущенные ошибки, выписывает их в исправленном виде в тетради для контрольных работ, подчёркивая вставленную орфограмму и обозначая морфему, в которой она находится.
Организация работы над орфографическими ошибками в изложениях и сочинениях. Специальный урок вмещает только работу над ошибками в содержании и языковом оформлении. Работа над орфографическими ошибками в этих условиях заключается в следующих действиях учителя и учащихся:
− учитель сообщает общие сведения об орфографической грамотности учащихся;
− учащиеся исправляют свои ошибки и выписывают их в исправленном виде в рабочие тетради и заключают их в рамку, подчёркивают орфограммы на месте ошибок и обозначают морфемы, в которых они находятся.
Объяснение и закрепление правильного написания слов, в которых были допущены ошибки, переносятся на очередные обучающие уроки по грамматике, на каждом из них проводится комплекс работ над одним видом орфограмм. Таким образом, рассредоточено можно поработать над 5-6 видами орфограмм, наиболее затруднивших школьников. Слова с закреплёнными орфограммами будут одновременно служить лексическим материалом для изучения новой темы.
Чтобы улучшить грамотность учащихся-дагестанцев трудные разделы орфографии нужно повторять регулярно. При этом целесообразны следующие формы занятий: урок над ошибками; индивидуально-групповая работа с неуспевающими (на уроках и вне уроков); занятия по орфографии на консультациях.
Уроки работы над ошибками.
Работа над ошибками должна проводиться регулярно на каждом уроке русского языка, а также в связи с письменными работами по литературе. Однако это не исключает необходимости специальных уроков работы над ошибками.
Одно из условий успешной работы над ошибками - качественный дидактический материал. Он может включать и слова, и словосочетания, и предложения, и связные тексты.
Такой материал отбирается из письменных работ учащихся (слова, в которых учащиеся допускают ошибки), из соответствующих сборников, из произведений художественной литературы и т.д. примеры из ученических работ используются в основном для выяснения причин ошибок, тексты из других источников - для упражнений.
Проводя работу над ошибками. Следует придерживаться целесообразной последовательности упражнений, а именно:
I этап - упражнения, в ходе которых учащиеся опознают орфограммы;
II этап - упражнения, в процессе которых учащиеся объясняют орфограммы;
III этап - упражнения в дописывании слов, вставке букв и др.;