Проблема «языка как культурно-исторической среды» обсуждается второе десятилетие, и тем не менее в ней и по сей день немало спорных позиций и нерешенных вопросов.
Однако, несмотря на наличие трудностей и «белых пятен», в настоящее время уже намечаются пути решения проблемы. В первую очередь нужно отметить, что отчасти она уже решается в учебниках нового поколения. В эти учебники и учебные пособия уже включены сведения о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте, эстетической ценности русского языка и русского слова.
В частности, показательным является такой факт: в двух действующих учебниках русского языка для 10—11 классов — при всем несходстве их лингвометодических основ — встречаются тематически перекликающиеся, а иногда и одинаковые тексты, например отрывок из статьи К. Д. Бальмонта «Русский язык: воля как основа творчества» — о «самом дорогом и всеобъемлющем» для поэта слове воля, уже один «внешний лик» которого «пленителен. Веющее в, долгое, как зов далекого хора, о, ласкающее л, в мягкости твердое, утверждающее я .». Но тексты такой глубины и многозначности — даже в последних по времени выхода учебниках и сборниках дидактических материалов — скорее исключение, чем правило. Проблема поиска, обработки и систематизации текстов социо- и этнокультурного содержания до сих пор достаточно остра для методики русского языка.
Уроки формирования культуроведческой компетенции требуют также пересмотра сложившейся методики организации уроков русского языка, апробирования и включения в структуру урока новых, в большей степени соответствующих новому направлению приемов и форм работы со словом.
Таким образом, крайне необходимо следующее:
а) формировать заявленную современными образовательными стандартами культуроведческую компетенцию школьников;
б) развивать языковую личность обучаемого;
в) осуществлять интеграцию в преподавании школьных дисциплин и, что особенно важно с точки зрения рассматриваемой проблемы,
г) реализовать на практике культурологический подход к преподаванию родного (русского) языка.
[1] Руденко В.Н. Образование в контексте культуры // Славянская педагогическая культура. Тирасполь, 2002. № 1. С.15.
[2] Там же, С.17-18.
[3] Карпенко М. А. Культурологическая направленность содержания образования//Педагогика 2000, № 11. С. 25.
[4] Там же, С. 27.
[5] Крупко С.А. Культурообразный подход в совершенствовании преподавания специальных дисциплин//Педагогический альманах 2002 № 1. С. 107-110.
[6] Доманский В. А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. М.,1999. с.46-48.
[7]Лебедев В. А. Русский язык как культурно-историческая среда// Русский язык в школе, 2000. № 3. С. 12.
[8] Доманский В. А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. М.,1999. С.50.
[9] Решетников К.К. Русский язык: учебник для 4-го класса. М.,1999. С. 67.
[10] Решетников К.К. Русский язык: учебник для 4-го класса. М.,1999. С. 121.
[11] Левицкий В.В. Приобщение к русской культуре посредством родного языка//Русский язык в школе 1998, № 6. С.23.
[12] Семенов В. П. Проблемы языка как культурно-исторической среды // Русский язык в школе. 1990. №7, С. 14.
[13] Левицкий В.В. Приобщение к русской культуре посредством родного языка//Русский язык в школе 1998, № 6. С.25.
[14] Сомова Т. А. Русский язык и культура// Русский язык в школе, 2001. № 5. С. 8-10.