Страница 1

Откуда же появляется творчес­кая индивидуальность? Исследования показывают, что подлинная творческая индиви­дуальность — результат доста­точно длительного процесса культуры педагогической деятельности

, в котором можно выделить некие этапы. ¹

Первый этап

связан с тем, что чело­век оказывается в положении, которое мы условно назвали «педагогической робинзонадой». Это ситуация «быть с детьми и что-то делать с ними», когда нужно находить самостоятельные способы действия, влиять на поведение ребят, отвечать за их знания, умения, нести за это ответственность в первую оче­редь перед собой. Разновиднос­ти ситуации «педагогической робинзонады» достаточно

вариа­тивны: человек оказывается в пионерском лагере в роли вожа­того; начинающего классного руководителя; руководителя кружка (технического, музы­кального, спортивного); руково­дителя бригады подростков, ра­ботающих на уборке. Эмпириче­ская «данность»¹ ситуации ока­зывает сильное влияние на эмо­ции, заставляя мышление работать в определенном направле­нии, мобилизуя индивидуаль­ный опыт, потенциал человека. И если этот потенциал есть, то выход находится, и пережитая совместная деятельность, обще­ние, сложившиеся отношения фиксируются в сознании как профессиональные ценности. В этой ситуации может оказаться не только начинающий, но и опытный педагог-профессионал. В этом отношении очень инте­ресен опыт у А.С. Макаренко, который попал в такую ситуа­цию, будучи сложившимся про­фессионалом. Вот как он описы­вает это в «Педагогической по­эме»: ² «Пустынный лес, окру­жавший нашу колонию, пустые коробки наших домов, десяток «дачек» вместо кроватей, топор и лопата в качестве инструмен­та и полдесятка воспитанников, категорически отрицавших не только нашу педагогику, но всю человеческую культуру, — все это правду говоря, нисколько не соответствовало нашему прежнему школьному опыту». Вот его переживания: «Первые месяцы нашей колонии для ме­ня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения — они были еще и месяцами поисков истины. Я во всю жизнь не про­читал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года». Отношение к ситуации: «У меня главным

——————————

¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – С. 199

результатом этого чтения была крепкая и по­чему-то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реаль­ных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог при­вязать к делу, а

немедленный анализ и немедленное дейст­вие». А вот кристаллизация со­держания действия: «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и де­ловая борьба дала первые рост­ки хорошего коллективного то­на. По вечерам мы и спорили, и смеялись, и фантазировали на темы о наших похождениях, роднились в отдельных ухватис­тых случаях, сбивались в единое целое, чему имя — колония Горького».

Первый этап педагогической ин­дивидуализации может так и ос­таться для человека приятным эпизодом, хранящимся в памяти, но не реализованным в деле. Но для тех, у кого творческая инди­видуальность ярко выражена, он — начало дела их жизни

.

На втором этапе

вырабатывается свое «педагогическое видение» и самоопределение в деятельнос­ти. Это возможно только при от­носительно автономных дейст­виях учителя, когда он сам оп­ределяет содержание и характер деятельности, опирается не на внешние требования, а на взаимно установленные с ученика­ми обязательства.

На протяжении второго этапа происходит осмысление целей деятельности, формируется опыт в организации действий (ориен­тированных на достижение це­ли), рождается собственное «пе­дагогическое видение» — педа­гогическая система, охватываю­щая способы и средства органи­зации действий, анализа, кон­троля. Это самостоятельная «пе­дагогика», она по-

Страницы: 1 2 3