. Как показали исследования, это качество может быть описано как ряд специфических чувств и умений: чувства цели, чувства учебного материала, чувства технологии. В совокупности это способность многое предчувствовать
, предугадывать, неожиданно для самого себя находить творческие решения трудных педагогических задач.
Воля и целеустремленностьхарактерны для творческих учителей, но это не выражается у них в демонстрации сильной воли и показной настойчивости. Скорее это процесс постоянного достижения цели
, неуклонное следование направлению избранных поисков, сопровождающееся сомнениями, разочарованиями, радостями, переживаниями поражений и побед. Однажды учительница, у которой формировалась оригинальная система обучения русскому языку через фонетическое и образное восприятие лексики, с искренним недоумением сказала: «И зачем я всем этим занимаюсь? Сама всегда этому удивляюсь». А затем, после паузы, добавила: «Все равно сейчас уже не брошу, болею всем этим».
Вопреки распространенному мнению среди прекрасных педагогов встречаются люди в личной жизни малообщительные, замкнутые, раскрывающиеся только в общении с детьми, с которыми всегда готовы обсуждать любые проблемы. Одна из талантливых (очень талантливых!) учительниц однажды призналась: «Самое трудное для меня — приходить в незнакомый класс. Я очень трудно к ним привыкаю, и всегда есть период, когда мы с учениками друг друга очень не любим . Я и в жизни-то очень стеснительна. А потом еще хуже — расставаться так тяжело .» И вот что еще любопытно: на уроках таких учителей создается неповторимая индивидуальная атмосфера, педагог и ученики находятся «здесь и сейчас», и одновременно учитель присутствует в масштабе их жизни. Как следствие — значимость педагога в судьбе ученика, опора на опыт и ценности учителя.