Современная стратегия Украины ориентирована на дальнейшее развитие национальной системы образования, ее адаптация к условиям социально-ориентированной экономики, трансформация и интеграция в европейское и мировое образовательное сотрудничество.
Основные положения, положительные и отрицательные стороны традиционной и новой систем рассмотрены в таблице 3.1.
Начиная с саммита в Бергене 2005 года, когда Украина присоединилась к Болонскому процессу, высшее образование реализует основные его положения.
Болонский процесс — это процесс распознавания одной образовательной системы другой на Европейском пространстве.
Основная цель процесса — создание Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) к 2010 году.
На период с 2005 года в Украине в сфере высшего образования было проделано следующее:
1. Подготовлен План действий, который должен быть реализован к 2010 году.
2. В 2006 году создана Национальная группа промоутэров Болонского процесса.
3. При Министерстве образования и науки Украины была создана Межведомственная комиссия по вопросам внедрения основных положений Болонского процесса.
4. Созданный при Министерстве образования и науки Украины, Всеукраинский студенческий совет стал кандидатом в члены Национальных студенческих союзов Европы (ESIB).
5. В 2006/2007 во всех высших учебных заведениях внедрена Европейская кредитно-трансферной система (ECTS). Подготовлен соответствующий пакет инновационных нормативных документов ECTS, разработаны рекомендации и выполняются организационные мероприятия по внедрению Приложения к диплому.
6. Проведены два семинара по инициативы Совета Magna Charta Universitatum по проблемам конвергенции высшего образования на пути создания ЕПВО.
Таблица 3.1
Сравнительная характеристика традиционной и Болонской систем
Традиционная система |
Болонская система |
Основные аспекты | |
- Разработка стабильного и долговременного маршрута обучения. - Расчленение всего процесса обучения на этапы, закрепления за каждым этапом определенных работников, отвечающих за этот этап. - Студент рассматривается как пассивный элемент системы обучения (беспрекословно выполняет указания руководства). |
- Ориентация на потребителя — студента, которому дается возможность влиять на процесс своего обучения. - Упор на профилактику качества обучения — за объектом оказания услуги — дентом постоянно ведется мониторинг в виде простановки баллов его успеваемости. - Требует большой самостоятельности, индивидуальности в работе преподавателя и студента. |
Достоинства | |
- Стабильность системы, ее единообразие для всех, она была хорошо отработана. - Фундаментальность системы. - Процесс производился без сбоев, понятность системы и ее предсказуемость на многие годы вперед. |
- Отделение процесса обучения от процесса оценки результатов обучения. Преподаватель проводит занятия, проставляет текущие баллы успеваемости, но окончательную оценку результатов его деятельности выполняет центр по тестированию. - Дает большие права студенту, как основному элементу процесса. - Способность студента к самостоятельному мышлению. |
Недостатки | |
- Контроль по конечному продукту (студент живет от сессии до сессии, про учебники вспоминает за три дня до экзамена ). - Воздействие на студентов в основном с помощью репрессивных методов, пассивная роль студента в процессе обучения. |
- Понижает фундаментальность получаемых знаний. - Частой смены условий работы, что требует больших материальных затрат. |
Проблемой для высшей школы Украины в контексте Болонского процесса является:
- во-первых, определение расходов учебного времени студента определенного актуального уровня развития на адекватное изучение учебного материала в объеме модуля;
- во-вторых, разработка методики расчета педагогической нагрузки преподавателей высшей школы в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса и учебной нагрузки студента, а также взаимосвязь между ними.
Кредитно-модульная система должна развиваться в Украине в рамках реализации, в частности, дистанционного образования [2].