С точки зрения функциональных аспектов система зачетных единиц является основой:
- индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, предоставляющей студентам возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности освоения дисциплин, самостоятельного составления личных семестровых расписаний учебных занятий;
- стимулирующей балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности студентов;
- формирования и постоянного развития учебных планов, программ и стандартов содержания образования;
- предоставляемых преподавателям академических свобод, в том числе, права свободного выбора методики обучения;
- экономических расчетов размера платы за обучение и заработной платы преподавателей;
- формирования бюджетов доходов и расходов структурных образовательных подразделений университета.
Ключевыми элементами системы зачетных единиц являются индивидуально-ориентированная организация учебного процесса и стимулирующая балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности в сочетании с прогрессивными принципами педагогического менеджмента.
В качестве основных принципов педагогического менеджмента можно выделить:
- четко поставленные идеалы и цели образования;
- педагогическое проектирование учебно-воспитательного процесса;
- компетентная консультация;
- нормирование;
- оперативный, надежный (объективный), полный, точный и постоянный учет;
- объективное отношение к студентам;
- взаимная дисциплинированность преподавателей и студентов;
- оценка (в баллах и/или с использованием моральных средств, стимулирующих мотивацию к учению) качественного и своевременного выполнения заданий;
- взаимная дисциплинированность преподавателей и студентов;
- наличие у преподавателей и студентов четко отработанных стандартных инструкций и строгое их соблюдение, что способствует повышению качества обучения студентов, объективности взаимного контроля преподавателей и студентов, предсказуемости получаемых студентом оценок [3].
Введение системы зачетных единиц обусловлено потребностями модернизации украинского высшего профессионального образования, развитием телекоммуникационных технологий, а также расширяющимся участием в международных интеграционных процессах.
Можно выдвинуть следующие задачи по введению зачетных единиц, совместимых с ECTS, в образовательный процесс высших учебных заведений:
- формирование общего подхода к решению вопросов академической мобильности и признания результатов предшествующего обучения, совместимые с системой ECTS, и обеспечивающих единство образовательного пространства в высшем образовании проведение эксперимента по организации образовательного процесса в ВУЗах на основе зачетных единиц, ориентированных на индивидуализацию образовательного маршрута;
- разработка и апробация в ходе экспериментов необходимых нормативных и методических документов;
- обеспечение введения в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования зачетных единиц;
- обоснование новых подходов к формированию учебной нагрузки преподавателей при организации учебного процесса на основе зачетных единиц;
- выявление особенностей формирования накопительной системы зачетных единиц при проектировании образовательных программ высшего профессионального образования на базе среднего профессионального образования [3].