Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.
Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту.
Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.
Однако, в настоящее время в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало.
Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.
И здесь на первый план выходят логические игры и упражнения, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования логических задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольника.
В связи с этим, логические задачи и упражнения приобретают особое значение в развитии мыслительных операций дошкольников.
Поэтому проблемой
нашего исследования стал вопрос: каким образом логические задачи и упражнения влияют на развитие мыслительных операций у старших дошкольников.
Соответственно были выделены объект
– процесс развития мыслительных операций у старших дошкольников при решении логических задач и упражнений и предмет исследования
- логические задачи и упражнения, как средства развития мыслительных операций у старших дошкольников.
С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель
– определение условий эффективного использования логических задач и упражнений в развитии мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста.
Была выдвинута следующая гипотеза
: мы предположили, что логические задачи и упражнения будут способствовать развитию мыслительных операций у старших дошкольников при соблюдении следующих условий:
- если логические задачи и упражнения будут отобраны адекватно возрасту детей;
- если логические задачи и упражнения будут использоваться не только на специальных занятиях по математике, но и в повседневной деятельности детей.
Цель и гипотеза определили задачи
исследования:
· изучить теоретические основы развития мышления дошкольников;
· выявить особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников;
· раскрыть особенности интеллектуального развития дошкольников;
· разработать и апробировать программу по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования логических задач и упражнений.
Для осуществления исследовательской работы нами были определены следующие методы:
Ø теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;
Ø наблюдение за процессом развития мыслительных операций у старших дошкольников;
Ø психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
Ø тестирование;
Ø статистические методы обработки материалов
Проблеме развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста и роли в нем логических игр и упражнений уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П. Аникеева, Н.Н. Поддьяков, Ж. Пиаже, Михалова З.А. и многие другие.
- Особенности интеллектуального развития дошкольников
- Развитие мыслительных операций у дошкольников
- Значение занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников
- Особенности использования логических задач и упражнений в процессе развития мыслительных операций у дошкольников
- Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития мыслительных операций у старших дошкольников посредством логических задач и упражнений
- Выявление уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников (констатирующий эксперимент)
- Развитие мыслительных операций у детей экспериментальной группы исследования в процессе использования логических задач и упражнений
- Выявление динамики уровня развития мыслительных операций у дошкольников подготовительной группы (контрольный эксперимент)
- Заключение