Система воспитания и обучения дошкольников, построенная на основе мировой культуры, позволяет ребенку успешно осваивать культурное пространство современной для него жизни, увидеть преемственность в культуре, истоки современной науки, искусства, морали. Личностное восприятие явлений культуры дает возможность создать такое поле культурных потребностей, которое приводит к непрерывному обогащению эмоционального и интеллектуального опыта, привычки и необходимости жить в системе общечеловеческих ценностей культуры.
Осваивая культуру, ребенок делает открытие в самом себе и переживает пробуждение умственных и душевных сил. Соответствующая область культуры становится его миром, пространством возможной реализации, и ребенок развивается как культурно-исторический субъект, для которого прошлое и будущее культуры – его прошлое и будущее.
Культурное развитие ребенка строится на исторических фактах, но главным в пласте содержания программы обучения и развития является показ роли человека, его возможностей в творчестве, в преобразовании мира, так как культурный человек должен уметь ориентироваться и самоопределяться не только в социокультурном пространстве, но и в пространстве истории. Знакомя ребенка с различными культурами, необходимо ориентировать его так, чтобы он увидел общее и различное в истории и культуре разных народов мира.
Для осуществления культурологического подхода в эстетическом воспитании детей необходимо изменить содержание педагогического процесса в ДОУ. Прежде всего, встает необходимость решения следующих задач:
- развитие теории эстетической деятельности дошкольника;
- формирование личностно-культурологической теории детского художественного творчества и художественного обучения;
- разработка технологии культурологического подхода к развитию эстетической деятельности дошкольников;
- развитие теории культурологического подхода в эстетическом воспитании детей.
Знакомясь с выдающимися произведениями, дети учатся понимать культуру и историю России. Важно, чтобы на занятиях культура предстала перед детьми не как музейная реликвия, не имеющая отношения к действительности, а как часть настоящего. Поэтому важно из информации о прошлом отобрать такую, которая как величайшая духовная и культурологическая ценность, оказывает влияние на людей сегодня. Национальные ценностные приоритеты, пережитые ребенком в художественной деятельности, переносятся ребенком в реальную жизнь. Эмоциональная окрашенность дает возможность почувствовать их значимость.
Этому способствует работа над написанием работы.
Цель: Изучение формирования основ духовной культуры детей 6-7 лет средствами пейзажной живописи.
Задачи работы:
1. Изучить методическую и специальную литературу по вопросам формирования духовной культуры детей средствами живописи в педагогическом процессе;
2. Изучить механизмы и особенности восприятия картин пейзажной живописи детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать педагогические формы и методы работы по развитию эстетического восприятия как части духовной культуры детей 5-6 лет средствами пейзажной живописи.
Объект исследования: художественно-творческая деятельность детей, направленная на восприятие художественных произведений.
Предмет исследования: процесс формирования эстетического восприятия детей как части культурологического развития средствами русской пейзажной живописи.
Гипотеза: Использование художественных произведений пейзажной живописи русских художников развивает у детей эстетическое восприятие, тем самым способствует общему культурологическому развитию ребенка.
- Понятие процесса формирования разносторонне развитой личности.
- Понятие культурологического развития детей, его связь с другими сторонами воспитания.
- Изучение культурологического развития разными педагогическими средствами в педагогической литературе.
- Культурологические технологии реализации программ образовательно- воспитательной работы в ДОУ.
- Использование живописи в педагогическом процессе.
- Пейзажная живопись как источник формирования духовного мира человека.
- Функции пейзажной живописи в педагогическом процессе.
- Особенности и этапы формирования восприятия картин пейзажной живописи у детей старшего дошкольного возраста.
- Методика применения пейзажной живописи в педагогическом процессе.
- Заключение