Учение о культуре речи – наука сравнительно молодая и вместе с тем интенсивно развивающаяся как в нашей стране, так и зарубежном. Её предмет и объект исследования, совокупность методологических приёмов описания материалов определились окончательно лишь в последние десятилетия.
Человеку, стремящемуся к овладению речевой культуры, конечно, не обязательно, как учёному, знать в деталях основы «специальных» языковедческих наук: фонетики, морфологии, синтаксиса, лексикологии и других. Но есть целый ряд проблем в общей науке о языке, который, конечно, должен быть знаком самому широкому кругу людей.
Здесь уместно сказать о компетенциях младших школьников. Обще учебная компетентность – это интегральное качество личности, обеспечивающее готовность к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию на протяжении всей жизни.
В структуре обще учебной компетентности младшего школьника можно выделить следующие компетенции: коммуникативную, личностно-смысловую.
В последние десятилетия обучение русскому языку в начальной школе претерпело существенные изменения. В частности, усилилась развивающая функция языка. Чётко обозначилась его коммуникативно-речевая направленность
В структуре обще учебной компетентности младшего школьника можно выделить следующие компетенции: коммуникативную, личностно-смысловую.
Именно поэтому обучение русскому языку на современном этапе рассматривается с точки зрения готовности ученика к полноценной речемыслительной деятельности в устной и письменной форме. В решении задачи совершенствования речемыслительной деятельности младших школьников особое значение приобретают вопросы развития самостоятельной устной и письменной речи.
Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые и общеучебные компетенции, определяющие современное качество образования».
Общеучебная компетентность – это интегральное качество личности, обеспечивающее готовность к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию на протяжении всей жизни.
В структуре общеучебной компетентности младшего школьника можно выделить следующие компетенции: коммуникативную и личностно-смысловую. Коммуникативная компетенция заключается в практическом овладении диалогической и монологической речью, владении нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Личностно- смысловая компетенция заключается в эмоционально-ценностном отношении к родному языку, побуждении познавательного интереса к родному слову, стремлении совершенствовать свою речь, в том числе письменную.
Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна. Ясно, что назрела острая необходимость преодолеть эти недостатки.
Ещё один немаловажный аспект – это то, что наш век - век компьютерных технологий. Обеднённый и упрощённый до безграмотности язык СМС и электронных сообщений стал проникать в повседневную речь и претендовать на норму.
Всё вышесказанное подтверждает актуальность выбранной проблемы исследования, целью которой является выяснение, что же такое культура речи и как проводится работа по развитию навыков культуры речи у учащихся начальных классов.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать причины актуализации вопросов культуры речи в современном обществе и в начальной школе в частности.
2. Раскрыть основные качества культурной речи.
3. Осветить проблемы детских речевых ошибок.
4. Рассмотреть приёмы формирования культуры речи у младших школьников.
Объектом исследования является процесс организации культуроведческой работы в начальной школе и собственно культура общения младших школьников в урочной деятельности.
Предметом исследования являются приёмы и формы работы по культуроведческому образованию в начальной школе.
Гипотезой исследования является предположение о том, что если учитель на уроках русского языка и литературного чтения будет использовать приемы и формы, предупреждающие и искореняющие речевые ошибки, то это позволить повышать как культуру речи учащихся, так и культуру поведения и общения подрастающего поколения в современном обществе.
Методологической основой исследования являются труды В.В. Виноградова, Л.В. Щербы, В.В. Леонтьева А.Ю. Купаловой, Т.А. Ладыженской, М.Р. ЛьвоваВ.А. Аврорина, И.Н. ОзеровойГ.А. Золотовой, Н.А. ПесняевойЮ.М. Афанасьева, Н.В. Володиной, З.И. Калмыковой и других педагогов, изучающих различные аспекты формирования навыков культуры речи в начальной школе.
Исходя из вышеперечисленных проблем русской речи, как никогда более остро перед всем обществом и, в первую очередь, школой ставится вопрос об очистке русского языка от различного типа речевых ошибок и усилении работы над правильностью культуры речи. Эта тема очень актуальна и поэтому нами был выбран вопрос о формировании культуры речи в начальной школе. Данная работа может помочь студентам в подборе правильных методов и приёмов работы для формирования культурной речи школьников.
Для реализации задач исследования и проверки исходной гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающий теоретический анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
Структура работы: КР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 32 наименования.
- Речевая деятельность детей, ее развитие и задачи
- Общие проблемы культуры речи
- Требования к речи учащихся
- Вопросы речевой культуры в социальной среде
- Речевые ошибки и пути их устранения
- Формы работы с учащимися в процессе развития связной речи в школе
- Заключение