Качество оформления учебных графических и практических заданий и время, отводимое на их выполнение, во многом зависят от следующих обстоятельств:
а) повышения производительности труда учащихся за счет рационально выбранных чертежных средств и закрепленных навыковработы с ними;
б) системного подхода в выборе методов и способов оформления чертежно-графических и практических работ;
в) способности творчески подходить к своей деятельности, умения исключать рутинные, то есть подготовительные и повторяющиеся операции;
г) способности спланировать свои действия над чертежом в зависимости от умения разделить и затем последовательно выполнитьих с учетом сложности чертежа.
3. Программа обучающей деятельности.
Обучаемость - эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей учащихся усвоения учебной информации, их способности к выполнению учебных заданий, в том числе к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов контрольных работ и тестов и к самоконтролю. Обучаемость выступает как общая возможность психического развития, достижения наиболее обобщенных систем знаний, общих способов действий. [23, стр.15]
Технические приемы, применяемые в традиционном учебном процессе, - это средства обучения и контроля. Подобного типа средства могут быть индивидуального и коллективного характера и оперативно приспосабливать ход обучения к реальной динамике усвоения учебного материала.
Применения технических средств в обучении учащихся призваны:
- повысить эффективность учебного процесса за счет своевременной адаптации процесса обучения к индивидуальным особенностям учащихся;
- разгрузить учителя от "черновой" и воспитательной работы и тем самым повысить эффективность его труда. Для повышения качества обучения необходимо, чтобы у учащихся на уроках постоянно был учебник, а также справочники в классной библиотечке. Учебник определяет последовательность и объем излагаемых сведений по каждой теме. Каждый его раздел содержит целостный и законченный "объем" знаний, на который постоянно должен ориентироваться учитель. Учебник надо использовать рационально. Нельзя во время урока отводить продолжительное время на самостоятельное его чтение, так как при этом утрачивается руководящая роль учителя. Опыт свидетельствует о низкой продуктивности такого использования учебника. Значительно более правильным является рекомендация учителя раскрыть учебник на указанной странице, рассмотреть приведенный там рисунок или прочитать вслух краткое правило или рекомендацию и тут же проверить, как это воспринято классом.
Очень важную роль играет учебник в процессе выполнения упражнений и обязательных работ. Здесь учитель может порекомендовать учащемуся, у которого возникли трудности, посмотреть учебник, прочитать нужный раздел или рассмотреть иллюстрацию к построению. Более конкретную помощь можно оказать учащемуся, если после чтения книги трудность осталась непреодоленной. С наибольшей эффективностью используется учебник в процессе домашней работы при повторении пройденного материала, выполнении практических работ. Учебник помогает привести в стройную систему изложенные на занятиях сведения, развивает логическое мышление, формирует речь учащихся.
Особое внимание следует уделить контролю за умением учащихся самостоятельно работать с литературой, привитию учащимся навыков планирования и самоконтроля, умения пользоваться оглавлением, сносками, примечаниями, алфавитным и предметным указателями, постоянно встречающимися в учебной литературе, то есть всем справочным аппаратом книги. Такие навыки не возникают самопроизвольно, им нужно и можно обучать; владение ими облегчает работу учащегося. Сюда же можно отнести умения составить тезисы, вести конспект, воспользоваться библиотечным каталогом для подбора литературы по нужному вопросу и т.д.