Изучение иностранного языка связано с накоплением разнообразной информации, и это развивает культуру умственного труда. Учащиеся пользуются комплектом учебных пособий и материалов, словарями, звукозаписывающей и телевизионной аппаратурой, работают в компьютерных классах. Это позволяет им овладеть широким набором средств получения информации. В процессе изучения иностранного языка возникает необходимость постепенно накапливать учебную информацию, вести собственный словарик, собирать материал по обсуждаемым проблемам и темам, составлять тематический каталог фактов и сведений, делать записи в виде краткого конспекта, пользоваться дневником своих наблюдений, собирать папку иллюстраций. Культура умственного труда повышается с постепенной компьютеризацией самостоятельного учения.
Важным показателем культуры умственного труда является подготовка к решению учебной задачи на уроке. Планирование своего высказывания, составление опорных конспектов, подбор иллюстративного материала повышают готовность школьников к интеллектуальной деятельности.
На уроках иностранного языка есть условия для развития межличностного взаимодействия школьников в общении. Умение правильно организовать свое общение является признаком индивидуальной культуры. Данное умение недостаточно развито у детей: их непосредственные реакции нередко являются «помехами» общения, затрудняют межличностное взаимодействие и даже разрушают его. Несформированность такого взаимодействия особенно остро ощущается на уроках иностранного языка, где вместо общения школьники часто «докладывают» диалог.
Умения межличностного взаимодействия могут быть сформированы на уроках иностранного языка, если эти уроки строятся как процесс непрерывного полилогического (с одновременным участием в слушании и говорении всех школьников учебной группы) сотрудничества. В организованном речевом общении развивается умение слушать как главное условие совершенствования межличностного взаимодействия. Развивается также умение полезной в некоторых случаях молчаливой реакции. Усваиваются речевые функции сообщения, выяснения, толкования, комментирования,контраргументирования, выражения отношения, добавления, указания, предположения и др. В специально организованных упражнениях тренируются скорость речи, интонация, тембр голоса, мимика, поза и жесты, расположение участников общения в межличностном пространстве. Необходимы также упражнения социально-психологического тренинга, широко распространенные в интенсивных курсах. В процессе выполнения этих упражнений воспитываются внимание друг к другу, взаимная уступчивость, стремление к совместным действиям, взаимовыручка, усваиваются правила этикета. Изучение иностранного языка способствует осознанию общечеловеческих ценностей. Предметом изучения становятся материально - технические, социально - политические, нравственно-этические и культурно-исторические ценности стран изучаемого языка и родной страны. Формируются представления об актуальных проблемах социально-политической жизни, анализируются нравственно-этические традиции в обществе, вопросы современной морали, накапливается информация о памятниках истории и произведениях искусства, имеющих общечеловеческую ценность. Формируется активное и заинтересованное отношение к духовной жизни людей разных стран, возникает уважение к национальным традициям разных народов, создаются условия, препятствующие появлению «образа врага» по национальному или государственному признаку.